Годовщина Ватикана: церковь и политика

Годовщина Ватикана: церковь и политика
Фото: AP
7 июня - день рождения Государства Ватикан. Достаточно далекое и имеющее мало отношения к России событие заставляет задуматься об отношениях церкви и государства, религии и политики.

Ватикан в его нынешнем виде возник 85 лет назад в соответствии с Латеранским соглашением между Итальянским королевством и Святым Престолом, подписанным 11 февраля 1929 года в Латеранском Апостольском дворце кардиналом Пьетро Гаспари и премьер-министром Бенито Муссолини. В мае договор ратифицировал марионеточный фашистский парламент.

До 1870 года папы управляли Римом и прилегающей к городу областью Романья. Святой Престол активно противодействовал объединению Италии (Рисорджименто), проходившему в 1859-1861 годах под руководством премьер-министра Пьемонта Камилло Кавура и революционера Джузеппе Гарибальди.

Лишь после того как главный покровитель папы, французский император Наполеон III, был свергнут, Итальянское королевство смогло присоединить Папскую область и перенести столицу из Турина в Рим.

Почти полвека отношения между церковью и светской властью оставались натянутыми. Папство предъявляло финансовые претензии за утраченные владения. Возникло противоречие между религиозными и патриотическими чувствами итальянцев.


Кто кому уступил?

Муссолини, как любой диктатор, стремился, прежде всего, сплотить нацию. Причем, в отличие от Гитлера и Сталина, на базе не какой-то новой идеологии, а консервативных ценностей.

Содержание Латеранских соглашений недвусмысленно указывает, что на уступки в основном пошло государство.

Святой Престол лишь признал реалии, сложившиеся давно, и отказался от притязаний, потерявших практический смысл.

Взамен католицизм приобрел официальный статус государственной религии, финансовую поддержку правительства и право на особую роль в системе образования.

Более того: папы получили отдельное суверенное государство, пусть самое маленькое в мире, занимающее лишь несколько кварталов, которые нетрудно обойти пешком.

Авторы соглашения исходили из идеи вселенского характера католической церкви: папа принадлежит всему миру, и ему не подобает быть гражданином Италии.


Зеркальная ситуация

Латеранские соглашения действуют и поныне - за двумя исключениями.

В 1969 году парламент Италии, вопреки его 34-й статье, разрешил разводы. Этому предшествовали участившиеся случаи убийств на почве ревности - коллизия изображена в оскароносном фильме 1961 года "Развод по-итальянски" с участием Марчелло Мастроянни.

Дополнения 1984 года касались денежных нюансов: церковь теперь не получает субсидий от правительства, но граждане продолжают платить на ее содержание специальный налог otto per mille ("восемь тысячных").

В четырех странах ЕС - Италии, Британии, Дании и Исландии - соответственно, католическая, англиканская и лютеранская церкви признаны государственными. Упоминание об особой роли православной церкви содержится в конституции Греции.

При этом церкви там не участвуют в политике, не поддерживают на выборах те или иные партии, не диктуют светские законы и правила поведения для всех, включая неверующих.

Напротив, в России церковь официально отделена от государства, но о ее возрастающей идеологической роли и сращивании с действующей властью говорят повсеместно.

Некоторые депутаты и общественные деятели призывают изменить законодательство о семье в соответствии с религиозными канонами, запретить аборты и криминализировать гомосексуализм.

В июне 2013 года Госдума приняла закон "Об оскорблении чувств верующих", по мнению критиков, позволяющий при расширительном толковании подвести под статью и пушкинскую "Сказку о попе и работнике его Балде", и публичное выражение мнения, что бога нет.

В ходе процесса над Pussy Riot обвинение в светском суде обосновывало свою позицию постановлениями Трулльского собора 691-692 годов: "Личин на ся не налагати и плясания не творити" и "желаем, чтобы приходящие в церковь не употребляли бесчинных воплей".

Православные радикалы при молчаливом одобрении или, как минимум, попустительстве властей пытаются срывать не нравящиеся им концерты, театральные постановки и художественные выставки.


"Папоцезаризм"

И католическая, и православная церковь много столетий алкали земной власти и активнейшим образом занимались политикой.

Цена этого в обоих случаях оказалась высокой.

Главная задача церкви - стараться быть моральным авторитетом для всех. Политика неотделима от насилия, интриг, обмана, двойных стандартов и прочих нехристианских вещей. Никакой властью все довольны не бывают.

Но происходило это по-разному. И многовековая непримиримая вражда между двумя апостольскими церквями вызывалась не только расхождениями по поводу непорочного зачатия Девы Марии или того, исходит ли Святой Дух только от Бога-Отца, либо также и от Сына.

На развалинах Римской империи церковь являлась единственным носителем исторической преемственности, политического опыта, культуры, да и простой грамотности. Духовенству приходилось заниматься всем: государственным строительством, экономикой, просвещением и вообще упорядочиванием хаоса.


"Церковь, если она не хочет покориться абсолютизму Государства и сделаться департаментом администрации, необходимо должна иметь реальную опору вне Государства и нации"

Владимир Соловьев, богослов

Папы давали новоиспеченным королям варваров легитимность и образованных советников, встали в результате вровень с монархами, а стремились быть выше.

Борьба шла с переменным успехом.

В 998 году папа Григорий V отлучил от церкви второго короля Франции из династии Капетингов, Робера Благочестивого (вроде бы противоречащее интердикту прозвище связано с тем, что король склонил голову и развелся с неподходящей, по мнению церковников, супругой). В 1077 году папа Григорий VII заставил императора Генриха IV "идти в Каноссу". Зато в 1309 году потомок Робера Благочестивого Филипп Красивый заставил папу Климента V перенести резиденцию во французский Авиньон и на 69 лет сделал понтификов марионетками парижского двора.

В середине XIII века Святой Престол пригрозил отлучением королю Англии за попытку отобрать часть земельных владений ордена тамплиеров, а менее чем через 100 лет поддержал короля Франции, который вообще разогнал орден, присвоил все его имущество и сжег на кострах десятки рыцарей.

Видя такое, современники не могли не задумываться о том, что именем Господа прикрываются не самые лучшие люди, преследующие конъюнктурные земные интересы.

Вероятно, приходила им в голову и другая мысль: раз папа и король, барон и епископ постоянно пререкаются друг с другом, значит, те и другие могут быть неправы, а наше дело - жить собственным умом.

Из таких размышлений выросла европейская Реформация.


"Цареславие"

В Византии продолжала существовать империя, более древняя, чем церковь, которая получила от государства официальный статус, защиту и поддержку. Наместником Бога на земле считался базилевс, а патриарх был, выражаясь лапидарно, его заместителем по воспитательной работе.

Русская православная церковь эту традицию восприняла и усилила. Соратник Богдана Хмельницкого Иван Богун, будучи сам православным, заметил, что "московиты любят своего царя больше, чем Бога".

Как писал Белинский Гоголю, "русское духовенство никогда не было ничем, кроме как слугою и рабом светской власти".


"По русскому пониманию и упованию надо, чтобы не церковь перерождалась в государство, как из низшего в высший тип, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью и ничем иным более"

Федор Достоевский, писатель

Редкие конфликты заканчивались всегда одинаково.

Дмитрий Донской попросил у Сергия Радонежского благословения на Куликовскую битву, когда это было ему выгодно, но проигнорировал его мнение при назначении преемника московского митрополита Алексия.

Великий князь Василий II выступил полновластным арбитром в богословском споре о Флорентийской унии, а Василий III - о "нестяжательстве".

Митрополит Филипп Колычев, которого историки называют первым русским правозащитником, попытался возражать Ивану Грозному, и был брошен в темницу. "Уважение к сану" выразилось лишь в том, что узника удавил не рядовой палач, а лично Малюта Скуратов.

Патриарх Никон принялся теоретически обосновывать примат "священства" над "царством", и отправился в отдаленный монастырь рядовым монахом.

Петр I упразднил патриаршество и превратил церковь в казенный департамент во главе со светским чиновником - обер-прокурором Святейшего Синода. Объяснение было откровенным: народ привык видеть в патриархе как бы второго государя.

На банкете в честь Полтавской победы архиерей Феофан Прокопович приветствовал Петра словами: "Се Жених грядет во полунощи!", которые по православному канону относятся только к Христу.

Священников официально обязали нарушать тайну исповеди, если мирянин признается в антиправительственных настроениях.

При Екатерине II митрополит Ростовский Арсений за критику решения о секуляризации церковных земель был арестован, расстрижен и посажен в крепость под именем "мужика Андрея Враля".

После того как Александр I поцеловал благословляющую руку архимандрита Фотия, как и положено мирянину, тот долго умилялся неслыханной скромности благочестивого монарха. С Николаем I подобный номер не прошел: когда Фотий протянул ему руку для поцелуя, император велел обер-прокурору "вызвать его, чтобы научить приличию".

С 1943 по 1990 год Патриарх Русской православной церкви входил в номенклатуру политбюро ЦК КПСС.

Применительно к средневековой Европе историки говорят о "папоцезаризме", применительно к России о "цареславии".


Удивительная арифметика

По данным глобального опроса, проведенного недавно в 65 странах ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN, 59% жителей Земли считают, что религия положительно влияет на общество.

Вполне предсказуемо на первом месте в этом плане оказались исламские государства, за ними следуют Экваториальная Африка и Латинская Америка, где сегодня живет большинство практикующих католиков.

Наибольшими скептиками оказались граждане Западной Европы, которую в России последнее время сделалось модно критиковать за "отход от христианских ценностей". Число воинствующих атеистов превысило количество верующих всего в девяти государствах, шесть из которых входят в Евросоюз, в том числе католические Франция, Испания и Бельгия.

Философ и культуролог Александр Никонов отмечает малоприятную для духовенства и верующих закономерность: чем страна богаче, свободнее, привлекательнее для жизни, чем больший вклад вносит в развитие науки и технологий, тем слабее в ней религиозность. Единственным исключением, в силу некоторых исторических особенностей, являются Соединенные Штаты.

Что касается России, положительно оценивают влияние религии на общество 49% ее граждан. 28% придерживаются противоположной точки зрения, остальные затруднились с ответом, либо уверены, что религия ни на что не влияет.

При этом, по данным опросов, к православным относят себя 70-75% населения России, однако соблюдают Великий пост менее 15%, регулярно ходят в церковь, молятся, исповедуются и причащаются всего четыре процента - примерно столько же, сколько в СССР.

Явление, которое на Западе называют "воскресным христианством", а Никонов "религией-лайт", характерно не только для России. Но и о своей вере в Высшее Начало в метафизическом смысле заявляют не более 60% граждан, причем сюда входят приверженцы других религий и те, чье мировоззрение представляет собой причудливую смесь из деизма, веры в судьбу и переселение душ.

Выходит, количество верующих во Христа, не говоря о воцерковленности, примерно на треть меньше числа тех, кто убежден в благотворности религии, и наполовину - относящих себя к православным.

После принятия закона "Об оскорблении чувств верующих" его поддержали 55% опрошенных. Богу не молимся, в церковь не ходим, но за неуважение к религии считаем необходимым наказывать.

Как такое может быть?


Райком и храм

"Где был райком, там храм стоит!" - сказал о современной России политолог Евгений Сатановский.

По мнению многих его коллег, проблема именно в том, что государство и часть граждан не привыкли жить без "райкома", а как он называется, в конце концов, не важно.

"Для президента и его сторонников церковь - элемент отстаиваемой ими модели мира, в которой должны быть жесткие поведенческие нормы, иерархия ценностей, непререкаемые авторитеты, короче, все, что они обозначают словом "порядок", - считает генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин.

Аналитики указывают, что православие в российском массовом сознании - не столько Бог и евангельская мораль, сколько "русская вера", политическая и цивилизационная идентичность, предусматривающая приверженность консерватизму, антизападничеству и сильной власти, и нынешние политические лидеры России ценят его, прежде всего, за это.

"Прямо сказать, что, вопреки конституции, религия делается государственной, они не могут, но де-факто считают, что для народа нужна какая-то вера. Коммунистическая идея выгорела, значит, решено поставить на православие", - заявил Русской службе Би-би-си независимый аналитик Дмитрий Орешкин.

Власть стремится "перевести политическую борьбу в религиозную плоскость и отождествить церковь и Путина", - говорит политолог Павел Салин.


Над схваткой?

А насколько хочет "отождествляться" церковь?

Патриархия - структура закрытая. Но, по мнению наблюдателей, в ее руководстве, наряду с современными "иосифлянами", имеются и "нестяжатели": те, кто полагает, что надо держаться в стороне от политических баталий и иметь обо всем независимое суждение вместо того, чтобы поддерживать светскую власть в любых ее начинаниях и благословлять оружие.

Чрезмерная близость к "царству" 100 лет назад оказала "священству" крайне худую службу, а оно - институт древний, с хорошей исторической памятью, мыслящий категориями вечности. Перефразируя известные слова Сталина о гитлерах и немецком народе, можно сказать, что политики и сиюминутные проблемы приходят и уходят, а вера и церковь остаются.

Взаимные симпатии Кремля и РПЦ не вызывают сомнений. Однако после дела Pussy Riot, ставшего апогеем ее вовлеченности в политику, наблюдатели стали отмечать некоторые признаки стремления иерархов "равноудалиться" от злобы дня, текущих действий государства и эскапад "православной общественности", вообще, меньше мелькать в медийном поле.

Вопреки обычаю, патриарх Кирилл отсутствовал на выступлении президента перед Федеральным Собранием, когда Владимир Путин объявлял о присоединении Крыма.

РПЦ занимает весьма сбалансированную и осторожную позицию касательно ситуации в Украине. По другим вопросам, разделяющим общество, предпочитает хранить молчание.

"Православные верующие есть по разные стороны, поэтому церковь должна не вмешиваться в политические баталии и быть осторожной в своих высказываниях, чтобы не разделять людей и духовно окормлять тех и других", - заявил Русской службе Би-би-си известный православный публицист, бывший пресс-секретарь патриарха Владимир Вигилянский.

После призыва патриарха в феврале 2012 года ходить на демонстрации и дела Pussy Riot церковь совершенно нежелательным для нее образом стала предметом критики и высмеивания.

"Если РПЦ и дальше собирается действовать столь же агрессивно, вполне возможно возникновение антиклерикального движения под лозунгом "Попы уже достали!" или даже какой-нибудь атеистической партии", - предупреждал в своем блоге писатель Борис Акунин.

Возможно, предостережение хотя бы отчасти услышали.

Источник: Русская служба Би-би-си

Другие новости по теме

Глава УПЦ КП: Патриарх Кирилл ликвидирует независимость УПЦ МП Глава УПЦ КП: Патриарх Кирилл ликвидирует независимость УПЦ МП
Глава Русской православной церкви патриарх Московский Кирилл поставил перед собой цель уничтожить независимость Украинской православной церкви Московского патриархата.

Гузар: УПЦ МП может стать орудием России
Украинская православная церковь Московского патриархата может стать орудием, благодаря которому Россия хотела бы не допустить полной самостоятельности Украины

Церковь должна признать правду о педофилии, - Папа Римский
Понтифик Римско-католической церкви папа Бенедикт XVI заявил во время визита в Португалию, что церковь должна признать всю «ужасающую» правду о случаях насилия со стороны католических священников

Половина россиян считает, что президент РФ должен быть православным - исследование Половина россиян считает, что президент РФ должен быть православным - исследование
Большинство граждан России признает значительную роль православной церкви в истории страны, считая, что церковь должна влиять на моральную жизнь общества, не вмешиваясь в политику и государственные дела.

Филарет прогнозирует создание единой поместной церкви в Украине после смерти митрополита Владимира Филарет прогнозирует создание единой поместной церкви в Украине после смерти митрополита Владимира
Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарх Филарет прогнозирует создание единой поместной Украинской православной церкви после смерти митрополита УПЦ Московского патриархата Владимира.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: