Корреспондент: Секс, Директория, рок-н-ролл. Женщины Владимира Винниченко - архив

Корреспондент: Секс, Директория, рок-н-ролл. Женщины Владимира Винниченко - архив

Владимир Винниченко, политическая и литературная звезда Украины начала ХХ века, превратил свою личную жизнь в калейдоскоп коротких романов, пишет Владимир Гинда в рубрике Архив в №34 журнала Корреспондент от 2 сентября 2011 года.

Для среднестатистического XXI века украинца Владимир Винниченко - человек, который возглавлял в 1918-1919 годах Директорию Украинской Народной республики (УНР). Но не только этим жил Винниченко - у него было множество разнообразных талантов.

Среди современников он слыл, например, не только государственным деятелем, но и серьезным драматургом и беллетристом: ввел в украинскую литературу модерн и фантастику - написал первый украинский фантастический роман Сонячна машина.

Кроме того, избранные современницы знали о столпе украинской государственности нечто иное: его личная жизнь стала образцом революционной свободной любви. Об этом свидетельствуют дневники и письма главы УНР, опубликованные уже в независимой Украине.

Согласно этим свидетельствам, у Винниченко было множество женщин, и этому не мешал даже тот факт, что он более 40 лет прожил в гражданском браке с некой Розалией Лившиц. Она была под стать мужу - оба снисходительно относились к изменам друг друга.

Да и собственные многочисленные увлечения Винниченко, как правило, не принимал близко к сердцу. Например, после одной из неудачных встреч со своей близкой приятельницей Софией Бабий Винниченко записал в дневнике: "Свидание в 5 часов. Не удалось. Почему-то не пришла. Разочарования никакого - баба с воза, кобыле легче".

Многочисленные увлечения Винниченко, как правило, не принимал близко к сердцу. Например, после одной из неудачных встреч со своей близкой приятельницей Софией Бабий Винниченко записал в дневнике: "Свидание в 5 часов. Не удалось. Почему-то не пришла. Разочарования никакого - баба с воза, кобыле легче".

Позднее Николай Томенко, заместитель председателя Верховной Рады, в свое время занимавшийся изучением творчества и личности Винниченко, в своей книге Теорія українського кохання охарактеризовал политика как человека "непостоянного во взглядах и еще более непостоянного в чувствах".

В частности Томенко пишет: "По природе своей Винниченко - игрок. В дневнике он постоянно подчеркивает свою игру с женщинами, игру со словом, с будущими читателями его записей, игру с самим собой".

При этом биографы Винниченко подчеркивают, что будущему главе Директории было важно, чтобы все его дамы знали украинский язык и уважали национальную культуру. Одной из них, Людмиле-Люси Гольдмерштейн, Винниченко рекомендовал писать ему письма по-украински, ибо только так она сможет освоить язык. А другой девушке, Софии Задвиной, советовал полюбить Украину душой, а не умом.

Любовь-морковь

В 1907 году за плечами Винниченко было уже и исключение с юрфака Киевского университета, и активная революционная деятельность, и аресты, и побеги: он был одним из основателей и активным деятелем Украинской социал-демократической рабочей партии. Однажды, когда Винниченко гостил в доме своего однопартийца Евгения Голицинского, он знакомится с его женой Катериной. Между молодыми людьми вспыхнула страсть.

Замужнюю женщину не устраивали редкие свидания с любимым, и она заявила о своей готовности оставить мужа. Однако будущий глава Директории относился к этим отношениям слишком легко. Себя и Катерину он называл "товарищами низшей формы", подчеркивая этим их якобы дружеские отношения.

Юлия Таглина, исследовательница творчества Винниченко, характеризует эту часть его жизни так: "Одержимый идеей честности с собой, Винниченко не давал влюбленной женщине никаких надежд, жестко и цинично ограничивая отношения "пользой друг другу".

Эта позиция доставляла политику немало хлопот. "Ты не видел, сколько мучений ты мне принес, ты не видел, какие страдания наносишь мне", - писала Голицинская своему возлюбленному. А он отвечал: "Катерина! Мне стыдно… И не потому мне стыдно, что я нечестно отношусь к Евгению, а потому что не могу прийти и сказать: "Я люблю тебя. Брось Евгения и живи со мной". Я понимаю, что это было бы вранье, и досадно, и стыдно, и за тебя стыдно".

Голицинская поняла, что насильно мил не будешь, и вскоре их свидания прекратились.

Писатель грустил недолго: уже к концу того же года он начал встречаться с Гольдмерштейн, которая была на два года старше его. Она происходила из старинного украинского рода Максимовичей, но по-украински не говорила.

Что не помешало в марте 1908 года паре вместе отправиться на Капри. Для Винниченко это была еще и вынужденная эмиграция - он в очередной раз спасался от ареста. Влюбленные жили на гонорары Винниченко, которые он получал за свои публикации.

Идейный борец за социал-демократию и свободную любовь остался верен себе: через некоторое время он честно заявил Гольдмерштейн, что не собирается связывать себя с нею узами брака, а их отношения не более чем "польза друг другу". А когда Винниченко узнал о беременности своей подруги, в расстроенных чувствах бежал в Женеву, оставив ее без денег и поддержки на Капри.

Идейный борец за социал-демократию и свободную любовь остался верен себе: через некоторое время он честно заявил Гольдмерштейн, что не собирается связывать себя с нею узами брака, а их отношения не более чем "польза друг другу". А когда Винниченко узнал о беременности своей подруги, в расстроенных чувствах бежал в Женеву, оставив ее без денег и поддержки на Капри.

Затем они обменивались взаимными оскорблениями в письмах. Перепалка зашла так далеко, что в начале августа 1908 года Гольдмерштейн написала Винниченко о своем решении покончить жизнь самоубийством: "Решила умереть не только для того, чтобы ты не страдал, а еще больше для себя".

Дальше угроз дело не пошло. 24 октября 1908 года она родила Винниченко сына, которого назвала Владимиром. В письме от 9 ноября Гольдмерштейн написала новоиспеченному отцу: "Такой славный мальчик, и весь в тебя: овал лица, голова, ну все, на меня - ни капли".

С тех пор Винниченко перестал отвечать на письма Гольдмерштейн, и она заподозрила, что у него завязался новый роман. И оказалась права: на этот раз писатель увлекся Задвиной.

"Берегись, Соня, я дик в любви… Со скрежетом зубов могу и нож всадить тебе… Если любишь душой и телом - приходи сегодня вечером", - писал Винниченко ей в одном из писем.

Однако вскоре в нем проснулись отцовские чувства: Винниченко решил усыновить собственного ребенка - сына Гольдмерштейн. 18 ноября 1908 года он написал на Капри: "Сын мой, я его отец, и я хочу, чтобы он действительно был моим со всех сторон… Раз усыновляю, значит я люблю ребенка, хочу его воспитывать, хочу растить".

Оскорбленную женщину возмутили его слова, и она отказала писателю в усыновлении. Вскоре, когда мальчику исполнилось три месяца, он умер.

В смерти малыша Гольдмерштейн обвинила Винниченко. Она посчитала, что писатель накликал трагедию, написав осенью 1908 года пьесу Momento, в основу сюжета которой положил их отношения.

В произведении речь идет о романе некого художника Василия Кривенко. По прошествии времени, несмотря на протесты Кривенко, возлюбленная родила ему сына. История заканчивается тем, что художник выносит ребенка на холодный ветер, отчего тот и умирает.

После всех этих событий Винниченко и Гольдмерштейн расстались навсегда.

***

Этот материал опубликован в №34 журнала Корреспондент от 2 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Другие новости по теме

Половина украинских трудовых мигрантов имеют неурегулированный статус - МОМ Половина украинских трудовых мигрантов имеют неурегулированный статус - МОМ
Специалист по вопросам трудовой миграции Международной организации мигрантов (МОМ) в Украине Анастасия Винниченко заявила, что около 50% трудовых мигрантов из Украины имеют неурегулированный статус за границей.

В ПР признали, что на Сумщине, возможно, применяли админресурс
В Сумской области Партия регионов во время избирательной кампании могла применить административный ресурс

Руководство Львовской ОГА вернулось на свои рабочие места Руководство Львовской ОГА вернулось на свои рабочие места
Режим работы ОГА возобновлен в нормальном русле.

На митинге Тимошенко перепутала Скоропадского с Петлюрой
Во время выступления в парке Шевченко по случаю Дня Независимости лидер БЮТ Юлия Тимошенко допустила историческую ошибку

Захват Львовской ОГА. Сотрудников не пускают в здание, открыто уголовное производство Захват Львовской ОГА. Сотрудников не пускают в здание, открыто уголовное производство
Жители Львова, которые в четверг заняли здание Львовской облгосадминистрации, не пропускают сотрудников облгосадминистрации в здание по улице Винниченко, 18.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: