Свадьбы не будет. В прокат вышел новый фильм Ларса фон Триера

Свадьбы не будет. В прокат вышел новый фильм Ларса фон Триера

Бег с препятствиями. Одна из грёз Жюстин (Кирстен Данст) – та, в которой она видит себя запутанной в шерстяной пряже
Фото: kinopoisk.ru
В прокат вышла «Меланхолия» Ларса фон Триера – психотерапевтическая драма о том, как с достоинством можно встретить конец света. Главное – не дёргаться
Украина знакомится с новым фильмом датского скандалиста одной из первых. В Штатах и Великобритании, например, картину увидят только глубокой осенью. «В связи с этим у украинцев есть больше времени подготовиться к событиям 2012 года, связанным с окончанием календаря майя», – мог бы, ухмыляясь, сказать Триер, заявись он в Киев на премьеру. Предсказания близкого апокалипсиса и некоторые идеи, извлечённые Ларсом из общения с психотерапевтами, – вот два источника, которые породили «Меланхолию».Праздник не удалсяЕщё до первого показа в Каннах-2011 Триер не делал интриги из сюжета: то, что в фильме гибнет Земля, не было секретом. Эта неприятность случается в первые восемь минут, а следующие два часа показано, как к этому событию готовились герои. Ключевая фигура – Жюстин (Кирстен Данст), молодая невеста-ипохондрик, которая не смогла вынести собственной свадьбы и послала всех подальше. Увещевания сестры Клэр (Шарлотта Генсбур) и её богатого мужа (Кифер Сазерленд), оплатившего роскошное застолье, не действуют на Жюстин. Ей грезится, что ноги опутывает шерстяная пряжа, а отблеск красной звезды в небе отзывается в сердце тревогой. Позже выяснится, что дурные предчувствия – не плод её больного воображения, к Земле в самом деле приблизилась планета Меланхолия.Главные козыри Триер выкладывает именно в процессе ожидания «танца смерти», как называют в картине пересечение орбит Меланхолии и Земли. Тут даже зритель со скромным IQ догадается, о чём режиссёру толковали психотерапевты: человек депрессивного склада более мужественно и спокойно принимает ситуацию в духе «пропало всё», чем тот, кто привык круглыми сутками настраивать себя на «пазитиф». Жюстин, такая нелепая в обычной жизни, перед лицом катастрофы может дать тысячу очков вперёд кому угодно, и Кирстен Данст виртуозно показывает это.Данст ист фантастиш
Свадьбы не будет. В прокат вышел новый фильм Ларса фон Триера


Ночной дозор. Узнав свежие новости из жизни космоса, герои «Меланхолии» уже не смотрят себе под ногиКак известно, в Каннах фильм остался без награды из-за скандальных реверансов Триера в адрес Гитлера. Но Данст проигнорировать не смогли и назвали лучшей актрисой фестиваля. Мотивация жюри понятна: датчанин проделал с Кирстен тот же трюк, что в своё время с Бьорк и Николь Кидман, – вытащил на свет божий её актерский дар. Данст, в детстве блеснувшая не по годам зрелой игрой в «Интервью с вампиром», последние полтора десятилетия в основном возбуждала только тинейджеров, помешанных на конвейере «Человек-паук». В «Меланхолии» она даёт форменный мастер-класс: злорадство, нежность, гнев, равнодушие, жалость, страсть, сочувствие даются ей легко и естественно.Перед съёмками датчанин, как он это любит, не репетировал с актёрами – играли с листа. Пожалуй, впервые в биографии Триера этот приём полностью оправдывает себя и не выглядит как форма профессионального выпендрёжа: и сольные сцены, и массовки наполнены свободной, не закрепощённой игрой, отчего от «Меланхолии» веет невероятной свежестью. Во многом это объясняется высоким уровнем актёрского состава – помимо исполнителей главных ролей здесь как бы между прочим имеют свои минуты славы Шарлотта Ремплинг, Джон Херт, Стеллан Скарсгард. С такой плотностью профи высокого калибра на квадратный метр экрана Триер не имел дела никогда.Кардиограмма талантаПоследние восемь лет Триер стремительно занижал планку, которую сам же себе установил, сняв «Рассекая волны», «Танцующую в темноте» и «Догвилль». «Мандерлей» был вымученным самоповтором, «Самый главный босс» – средней руки фарсом, но апофеозом деградации стал «Антихрист» – претенциозная пустышка. «Меланхолия» отчасти восстанавливает равновесие: режиссёр снова пытается копать глубоко, а движения души его волнуют больше, чем дешёвый натурализм. Причём к этому новому витку Триер пришёл с обновлённым арсеналом: он уже не боится заполнять действие закадровой музыкой (фрагмент «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера здесь важен так же, как и Данст), он научился снимать красивые завораживающие кадры, затяжные планы, и колебания камеры у него более содержательны и адекватны. Отмечая эти перемены, хочется забыть все эти бестолковые шуточки режиссёра о нацизме. Кроме того, Триер общается с психотерапевтами не только из профессионального любопытства, у него вроде бы и справка есть.Огорчает лишь одно: вся суть «Меланхолии», не считая тезиса психотерапевтов, укладывается в короткий приговор «Земля – это зло». Этот слоган прямым текстом озвучивает героиня Кирстен Данст, а это уже явный прокол по части вкуса – самое важное, сказанное в лоб, до неприличия мельчает. Однако знание этого не отравит удовольствия от знакомства с новым Триером. К тому же это первая работа датчанина, которой самое место на большом экране. Ещё ни один режиссёр не показывал момент гибели планеты Земля так, будто это сцена трепетного поцелуя юных влюблённых.Игорь Панасов, Фокус

Другие новости по теме

Кирстен Данст сыграет в «Меланхолии» фон Триера
Актриса Кирстен Данст, известная зрителям прежде всего по трилогии «Человек-паук», сыграет в фильме-катастрофе Ларса фон Триера под названием «Меланхолия»

Вышел первый трейлер фильма «Меланхолия» фон Триера
В Интернете появился первый трейлер фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера, который режиссер представит в мае на Каннском кинофестивале

Ларс фон Триер выбрал актеров для фильма Меланхолия
Стал известен актерский состав нового фильма Ларса фон Триера «Меланхолия» (Melancholia)

Суд защитил актрису Кирстен Данст от влюбленного француза Суд защитил актрису Кирстен Данст от влюбленного француза
Суд в в Лос-Анджелесе защитил Кирстен Данст от преследовавшего актрису фаната из Франции, сообщает Reuters.

Ларс фон Триер готовит фильм Нимфоманка
Режиссер Ларс фон Триер, недавно закончивший работу фильмом-катастрофой «Меланхолия», уже готовит новый проект под рабочим названием «Нимфоманка» (The Nymphomaniac), посвященный «исследованию эротического пробуждения женщины»



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: