Спецэффекты. Украинский постпродакшн выходит на мировой рынок

Спецэффекты. Украинский постпродакшн выходит на мировой рынок



Студия «Синемен» Алексея Приходько участвовала в постпродакшне четырёх минут американского мультфильма «Где живут чудовища»
Фото: Дмитрий Стойков, Фокус

Спецэффекты для голливудского кино сегодня всё чаще рисуют в Восточной Европе и Азии. Украинские специалисты имеют все шансы вписаться в этот рынок
«Потом всё дорисуете на компьютере» – фраза, которую часто можно услышать на съёмочной площадке фильма, клипа или рекламного ролика и которую очень не любят специалисты по созданию визуальных эффектов. Дорисовать они могут многое, например, зрелищные взрывы с огнём и разлетающимися осколками – на съёмочной площадке такие чудеса пиротехники могут быть опасны для актёров. Или старинную улицу – потому что найти натуру сложно, а строить декорации дорого. День можно превратить в ночь, заброшенные развалины – в оживлённые городские улицы, а ничем не примечательную лесную поляну – в задымленный постапокалиптический пейзаж. Но вообще-то продумывать спецэффекты лучше на стадии подготовки к съёмкам, уверен Владимир Колесник, супервайзер проектов компании Kiev Postproduction.
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/PostI2t.jpg?0.6266209137498018[/img]

Чтобы взрыв выглядел убедительно, художнику по спецэффектам нужно нарисовать на компьютере языки пламени и дым, а также учесть отражения в воде и отбрасываемые тени. Для американского фильма «Морской пехотинец – 2» всё это создавали в том числе и украинские специалисты«Когда мы снимаем летающих людей, нужно сначала поставить специальную проволочную эстакаду, затем проконсультироваться с каскадёрами и выбрать ракурс», – описывает он процесс подготовки спецэффекта. И если в единственно возможном ракурсе в кадр вдруг попадает половина эстакады, часть проволоки потом ретушируется на компьютере. Впрочем, учесть все нюансы мало кому удаётся. «Вот, смотрите, тут нужно убрать лес и нарисовать забор», – показывает картинку на своём мониторе Александр Кучеров, основатель одной из самых крупных киевских постпродакшн студий cg.ua. Без специальных стереоочков картинка двоится. Сейчас cg.ua работает над отечественной 3D-комедией «Наполеон против Ржевского». Задача «нарисовать забор» появилась уже после завершения съёмок, и теперь дизайнерам нужно аккуратно вырезать и сам лес, и флажки с пушкой на его фоне, причём с учётом стереоэффекта.

За этот проект студия, уже успевшая поучаствовать в российских картинах «Волкодав» и «Чёрная молния» и американской «Особо опасен», взялась, чтобы освоить новую технологию. «Аватар» мы своими силами, конечно, не сделаем, но средний боевик – вполне», – уверен Кучеров. За последние два года и cg.ua, и другие отечественные студии успели поработать в десятке зарубежных проектов, среди которых вторая и третья части российской комедии «Самый лучший фильм», голландский ужастик Sint, американская драма «Неопределённость» и мультфильм «Где живут чудовища».

Дорога в Голливуд

«Выход на иностранный рынок мы планировали давно, – рассказывает Александр Кучеров. – Ездили на выставки, посещали студии в Лос-Анджелесе и Лондоне, показывали, что умеем. Работу обещали все, но ни на один проект так и не пригласили». В западном киномире нужен «свой человек», который поручится за новичка, иначе никто сотрудничать не будет. Таким «своим человеком» для отечественных дизайнеров стал Даниель Захариас – украинско-американский продюсер визуальных эффектов. «Мне повезло, у меня связи уже были, – говорит он. – Я много занимался рекламой, был агентом, работал с режиссёрами и операторами».
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/PostI3t.jpg?0.9940269737100507[/img]

Обработка одного дубля мастерами по спецэффектам  может занимать от одного дня до месяца кропотливой работы – в зависимости от сложности задачи
Именно Захариас два года назад предложил украинским дизайнерам спецэффектов первые работы – драму «Неопределённость», где нужно было сделать сложную сцену полёта героев над городом, а затем боевик «Морской пехотинец – 2». На нём отечественные художники оттачивали мастерство рисования дыма, а также взрывов. Следующим проектом стал приключенческий триллер «Потерянное племя». «Мы делали сцены крушения яхты, дорабатывали подводные съемки с помощью 3D-графики и очень много работали с персонажами, например, приводили в более реалистичный вид костюмы монстров, которые нападали на людей на необитаемом острове», – рассказывает о работе над фильмом Захариас. Всего украинские дизайнеры обработали в «Потерянном племени» более двух сотен отдельных дублей (шотов).

Производство фильмов вроде «Морской пехотинец – 2» или «Потерянное племя», со скромным бюджетом и неизвестными актёрами в главных ролях, в США поставлено на поток. Но и на таком конвейере держится высокая планка по спецэффектам. Опыт участия в подобных проектах для украинских специалистов оказался полезен – они показали, что умеют делать работу качественно и в срок. К тому же значительно дешевле: визуальные эффекты, созданные отечественными специалистами, стоят в 2–3 раза дешевле, чем если бы их делали в США или Западной Европе. Правда, о своих достижениях украинцы зачастую молчат, к этому их обязывают договоры о неразглашении. Кроме того, многие европейские страны предоставляют льготы студиям, которые снимают кино в странах Евросоюза, однако при условии, что и постпродакшн (монтаж, озвучивание и обработка кадров на компьютере) будет производиться там же. Однако часть работ всё равно передаётся студиям, расположенным за пределами ЕС – в том числе и в целях экономии.
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/PostIinfoI2I5Ilast_1t.jpg?0.9174151988863155[/img]

По таким схемам украинцы недавно закончили работу над экшенами «Смертельные гонки – 2» и «Голубая волна – 2». В «Гонках» украинские дизайнеры контролировали обработку полутора сотен кадров: дорисовывали несколько десятков 3D-моделей машин и взрывов. А в «Голубой волне» вместе с художниками из России, Венгрии, Китая, Румынии и Сербии всего за месяц обработали триста кадров с водой и подводными съёмками.

Равнение на Восток

Увидеть кадры, обработанные украинскими студиями, можно и в некоторых больших картинах, которые идут в кинотеатрах. Их, как правило, не много, 30–40 дублей из 800–1000. «Обычно то, что можно отправить на удалёнку, – это технические работы, не требующие ежеминутного творческого контроля, – рассказывает супервайзер визуальных эффектов студии «Синемен» Алексей Приходько. – Например, ротоскоп, ретач и композитинг». На обычном языке это означает вырезание из кадра «масок», затирание лишних элементов и совмещение нескольких элементов изображения.

[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/PostI4t.jpg?0.7694472793560585[/img]

Со стороны специалисты по постпродакшн выглядят как офисные работники, главные же события разворачиваются на их мониторахОднообразие такой работы украинцев не смущает: сначала нужно научиться делать простые вещи. А вдохновляющим примером служит Азия. Дизайнеры из Индии или Малайзии, начав с простого, сегодня перешли к сложной анимации, и крупные студии вроде Rhythm&Hues и Sony Image открывают там собственные представительства со штатом из сотен человек.

Для Украины этот путь вполне реален, хотя пока в отдалённой перспективе, поскольку нет заманчивых для западных компаний налоговых льгот, как в Азии или Восточной Европе, да и специалистов не так много. «Все, кто работает в этой индустрии в Украине, – самоучки. Причём большинство – технари, которые освоили специальные программы, – отмечает Александр Кучеров. – И гораздо меньше людей с художественным образованием, которые освоили технику». А обучиться всем хитростям толком негде – разве что непосредственно во время работы на студии.

Обеспечить работой отечественных специалистов постпродакшна уже в ближайшее время планирует Даниель Захариас. Он называет их не самоучками, а самородками. «Человек, который сам всё осваивает, разбирается во всём, знает, как делать 3D-графику и как совмещать картинки – десять таких мастеров могут заменить сотню», – уверен продюсер. Украинские студии он намерен привлечь к проекту «Царь скорпионов: Книга мёртвых», в котором также работают специалисты из России, Германии и США. Украинцам предстоит сделать самую сложную часть, говорит Захариас, например, создать песчаные ландшафты, придумать и сделать нескольких мифических персонажей, а также клонировать сотни сказочных воинов. Кроме того, Захариас ведёт переговоры о сотрудничестве по двум фильмам для студии Роберта Родригеса Troublemaker Studios.

Юлия Куприна, Фокус

Другие новости по теме

3D-анимация: отечественные студии без внешнего заказчика с трудом переживают кризис
Пока американские 3D-мультфильмы собирают внушительную кассу, отечественные аниматоры строят амбициозные планы, но опыт нарабатывают в других сферах

Вещи в себе. Восемь новинок украинского промдизайна
Бутылки в эффектных футлярах, стильные блокноты, необычные бумажники и концептуальные лампы – Фокус представляет последние идеи, которые воплотили украинские дизайнеры

Бойцы невидимого жанра: кто и как дублирует фильмы на украинский
В последние годы отечественные студии дубляжа оказались буквально завалены работой

Голливуд поставит на поток съемку микробюджетных фильмов
Сверхъестественный успех «Паранормального явления» (Paranormal Activity), заработавшего $183 млн. при бюджете $15 тысяч, побудил Голливуд поставить производство микробюджетных фильмов на поток

Всемирный Потап. Потап и Настя снимают новый клип
Один из самых успешных артистов страны показал, как и где пишет песни и снимает клипы, а также объяснил, как правильно сочетать юмор с бизнесом



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: