Корреспондент: Классическая революционерка. Интервью с пианисткой Валентиной Лисицей, покорившей мир при помощи YouTube

Корреспондент: Классическая революционерка. Интервью с пианисткой Валентиной Лисицей, покорившей мир при помощи YouTube

Пианистка-звезда Валентина Лисица, одна из первых среди классических музыкантов покорившая мир при помощи YouTube, в интервью Оксане Мамченковой в № 11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года - о своем американском доме, заложенном ради музыки, опасностях отечественной школы и отличиях Европы от Америки

Уроженка Киева пианистка Валентина Лисица сегодня стала не только знаменитостью международного масштаба, но и революционеркой, совершившей в консервативном мире классической музыки настоящий переворот. Она одной из первых среди коллег начала выкладывать свои записи на сайте YouTube и теперь по популярности на этом ресурсе сравнима разве что с поп-звездами. В то время как для многих музыкантов YouTube пока не стал глобальной концертной площадкой, на страницу Лисицы на сайте ежедневно заходят в среднем 50 тыс. поклонников. В целом ее ролики смотрели более 55 млн раз.

Записи музыкальной классики в исполнении Лисицы моментально становятся лидерами продаж в основных международных онлайн-магазинах - iTunes и Amazon. Но ее деятельность не ограничивается интернетом. В гастрольном графике пианистки - до двух десятков выступлений в месяц в крупнейших залах Северной и Южной Америки, а также Европы.

Начиная с 2008 года артистка дает до 80 концертов в год в лучших залах планеты вроде нью-йоркского Карнеги-холла и лондонского Альберт-холла

Начиная с 2008 года артистка дает до 80 концертов в год в лучших залах планеты вроде нью-йоркского Карнеги-холла и лондонского Альберт-холла. В мае прошлого года она подписала контракт с крупным лейблом Decca Records, который в марте выпускает ее запись фортепианных концертов композитора Сергея Рахманинова, сделанную вместе с Лондонским симфоническим оркестром.

Впрочем, Лисице знаком не только вкус успеха. Пианистка уехала из Украины в 1992-м, когда после победы в престижном конкурсе Dranoff International Two Piano Competition получила возможность учиться в США. На протяжении нескольких лет киевлянка успешно выступала в Америке, пока карьера не пошла на спад. Именно тогда она и отправилась на завоевание интернета, где стала звездой.

Корреспондент созвонился с Лисицей, живущей на два дома - в США и во Франции, когда она как раз находилась в Париже, накануне выхода ее диска с записями Рахманинова и начала мирового гастрольного тура. Во время беседы пианистка была эмоциональна и щедро делилась своими наблюдениями в отношении того, как устроен мир классической музыки.

- В 2007 году вы запустили собственную страницу на YouTube, что стало поворотным моментом в вашей карьере.

- Это был не только поворотный этап в моей жизни, это была моя вторая жизнь. Потому что [ранее] моя судьба была такой, как у многих молодых музыкантов, которые весело начинали с конкурсов, а затем играли концерты. А потом карьера закончилась, надежды не оправдались. И [выкладывать записи на] YouTube я начала в общем-то от отчаяния. Потому что для артиста нет ничего более страшного, чем не иметь своей публики.

Тогда [в 2007-м] только появились новые медиа. И я попробовала - поставила один фрагмент не очень хорошего качества. Пьеса такая странная - этюд Рахманинова Красная Шапочка. Это три минуты настоящего ужаса в музыке. И почему-то люди стали его находить, что-то их в нем привлекало, какая-то дикость и страх. Они начали делиться видео, и пошло-поехало.

- Рецензии на ваши концерты, как правило, начинаются так: шел на концерт с некоторым скепсисом, признаю, был неправ. А со стороны коллег по цеху чувствовали предвзятое отношение из-за выбранного пути к популярности?

- Знаете, у меня сейчас ощущение, как будто бы я играю в компьютерную игру, где есть разные уровни. Я выиграла один уровень, который был невероятно тяжелым. Прошла все ловушки, оказалась на другом уровне, и все начинается сначала. Вот сейчас у меня 55 млн зрителей, у меня большой контракт с престижной звукозаписывающей компанией Decca, я сыграла в Королевском Альберт-холле в Лондоне, это был мой дебют, который транслировался по YouTube и в Google на весь мир.

Когда все начиналось в первой половине ХХ века, что называется, в золотую эпоху музыки, все работало очень естественно, это был чистый капитализм. Например, самым знаменитым пианистом того времени был [поляк] Игнаций Падеревский. Он начал с того, что играл в маленьких залах для небольшого количества людей. Когда он приехал в Лондон, у него на первом концерте было три человека. Но эти три человека пошли и рассказали еще 300, на следующем концерте у него было уже 300 [слушателей], потом 1.000, а потом он играл по два-три концерта в день и был самым знаменитым пианистом. Люди становились известны, потому что слушатели приходили на концерты.

А в 1960-1970-х наступила новая эпоха с чудесами звукозаписывающей техники, когда не музыкант стал господином этого царства, а продюсер, технарь, который мог все исправить. Эти люди захватили классический музыкальный бизнес и стали назначать - это будет следующий [Святослав] Рихтер, это следующий [Владимир] Горовиц. Они почувствовали, что важны. А музыканты - это как биржевой продукт без имени, без лица. Их можно менять каждый год. С тех пор вся музыка пошла задом наперед.

И вот с YouTube революция выражалась в том, что людям внезапно пришлось составлять собственное мнение. На YouTube мы возвращаемся в эпоху, когда в исполнителя можно было кидаться гнилыми помидорами, - это был замечательный век. [Со мной] произошло то, что происходило в золотой век пианиста, - появилась маленькая публика, она росла. Когда позвонили из Альберт-холла, им было интересно только одно - в какие продажи билетов переведутся эти все [интернет-] зрители. И когда концерт объявили - а это самый большой зал, 5.400 человек, - в первый же день продали 3.000 билетов. И это послало сейсмические шоки по всему музыкальному бизнесу.

- Отрицательный отзыв - часто головная боль для тех, кто выкладывает плоды своего труда в интернет. Много ли отрицательных отзывов вы получаете в Сети?

- Меня раздражает критика, которая исходит от амбициозных молодых людей, не знающих ничего о музыкальном бизнесе. Вещь, которая меня бесит и при этом развлекает, - когда молодые люди приходят и находят какие-то мелочи, не те ноты. Это критика неконструктивная. Все остальное прекрасно, ведь в музыке, как и в любом искусстве, нет одной правды, в чем и состоит ее прелесть и очарование.

- Расскажите историю записи с Лондонским симфоническим оркестром. Правда ли, что ради этого проекта вы заложили дом?

- Мы с мужем пошли, взяли ссуду на дом и отправились в Лондон, наняли студию Abbey Roads. Это была замечательная авантюра. Когда я говорила людям, что собираюсь сделать, то первая реакция была: “Ну ты сумасшедшая”, а следом говорили: “Но это сработает”. Потому что никто такого не делал. Потому что самое замечательное - найти то, чего никто не делал.

Я кинулась в проект, во-первых, потому что обожаю Рахманинова. У Рахманинова была интересная судьба в России. Когда он уехал, его, конечно, объявили предателем, его музыка не исполнялась. Но в какой-то момент было решено, что его музыка имеет ценность, и Рахманинова превратили в такого пролетарского композитора, патриотического. Естественно, возникла новая мифология о том, как он страдал на Западе, хотел поехать домой. И играть его стали соответственно. Это обычно очень здоровые мужики, которые выколачивали, делали из него биток. Очень громкий, пролетарский Рахманинов.

Корреспондент: Классическая революционерка. Интервью с пианисткой Валентиной Лисицей, покорившей мир при помощи YouTube

Gilbert Francois
Видео с классическими произведениями в исполнении Валентины Лисицы в Сети ежедневно смотрят 50 тыс. человек

Другие новости по теме

Пианистка Лисица даст концерт в Донецке Пианистка Лисица даст концерт в Донецке
Всемирно известная пианистка Валентина Лисица 22 июня даст концерт в Донецке.

Российский бизнесмен решил подарить стране виллу Сергея Рахманинова Сенар Российский бизнесмен решил подарить стране виллу Сергея Рахманинова Сенар
Один из российских бизнесменов готов выкупить швейцарскую виллу Сергея Рахманинова Сенар в пользу РФ, сообщают Известия.

В Швейцарии скончался единственный наследник Рахманинова В Швейцарии скончался единственный наследник Рахманинова
Сегодня утром в Швейцарии скончался Александр Рахманинов - внук и единственный наследник всемирно известного композитора Сергея Рахманинова.

Корреспондент: Волшебная палочка. Интервью с дирижером, звездой одного из старейших британских оркестров Кириллом Карабицом Корреспондент: Волшебная палочка. Интервью с дирижером, звездой одного из старейших британских оркестров Кириллом Карабицом
Украинец Кирилл Карабиц, 36-летний дирижер, звезда одного из старейших британских оркестров, в интервью Оксане Мамченковой в № 9 журнала Корреспондент от 7 марта 2013 года, - о главных отличиях украинских и зарубежных музыкантов, конкуренции в мире музыки и качествах, которые помогают победить

Корреспондент: Принц из Краматорска. Интервью с украинским альтистом Максимом Рысановым, покорившим лучшие сцены мира Корреспондент: Принц из Краматорска. Интервью с украинским альтистом Максимом Рысановым, покорившим лучшие сцены мира
Украинский альтист Максим Рысанов, покоривший лучшие сцены мира от США до Китая и прозванный принцем альта, в интервью Оксане Мамченковой в № 17-18 журнала Корреспондент от 3 мая 2013 года, - о том, являются ли деньги главным мерилом успеха



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: