Выборы в Донецкой области: победа при пустых трибунах

Выборы в Донецкой области: победа при пустых трибунах



Фото: рисунок: Марина Туровская

Официальные результаты выборов в Донецкой области объявят нескоро. Установка центра - 70% - требует тщательной обработки результатов голосования. Что, впрочем, не мешает увидеть рекордно низкую явку и рост протестных настроений в Регионе регионов.
Сегодня в Донецке появилась информация о том, что промежуточная и предварительная информация о результатах голосования в области оказалась засекреченной.
Результаты стоят того, чтобы не спешить их обнародовать. Во-первых, они не устраивают правящую партию, и при подсчете голосов в большинстве случаев подконтрольные Партии регионов избиркомы будут  работать как в анекдоте: «отсюда и до послезавтра». Так проще избежать ошибок и правильно свести голоса. Во-вторых, неразберихи в работах комиссий действительно было столько, что задержки могут быть вполне обоснованы.
Сокрушительный успех

Согласно данным различных экзит-полов, Партия регионов может праздновать безоговорочную победу в советах всех уровней. Но не столь убедительную, как это бывало в старые добрые времена при губернаторстве Виктора Януковича. Это не 120% явки на референдуме от Кучмы-2000, не 90% при голосовании «За ЕдУ»-2002, не 75% на прошлых президентских выборах-2010. Лишь 45% донетчан явились на участки и огорошили политиков, выдав протестный рекорд по Украине -  не поддержали ни одного кандидата порядка 13% избирателей.
Партии регионов, по данным разных экзит-полов, досталось от 49% до 62,7% голосов. Коммунисты и Сильная Украина получили от 5% до 8%. Фронт перемен и «Батькивщина» - от 2,6%, до 3,8%. Все эти данные не претендуют на абсолютную точность, к тому же распространяются политсилами – участниками выборов и будут корректироваться избиркомами.  Но все они наверняка отражают существующий расклад сил. А вернее – как плохо партийные структуры в Донецкой области справились с задачей, блестяще поставленной киевскими  боссами.
Если от Партии регионов требовалось развить успех, достигнутый на прошлых парламентских и президентских выборах, то для новичков типа Сильной Украины и Фронта перемен - хотя бы закрепиться на враждебной территории, преодолеть трехпроцентный барьер, а в идеале - собрать урожай голосов, отданных за кандидатов в президенты Тигипко и Яценюка на президентских выборах (13% и 7% соответственно). Батькивщина же всегда была на отдельном счету в Донецкой области: любая активность «юлиных» сталкивалась с конкретным противодействием. Настолько конкретным, что ее участие в выборах на Донетчине сводилось к тиражированию информповодов национального масштаба и попытке взять трехпроцентный барьер.  Батькивщина всегда была на отдельном счету в Донецкой области: любая активность «юлиных» сталкивалась с конкретным противодействием. Настолько конкретным, что ее участие в выборах на Донетчине сводилось к попытке взять трехпроцентный барьер.  
Коммунистам же традиционно досталась техническая роль, поскольку весь красный электорат давно окрасился в бело-голубой, а пенсионеров, помнящих брежневское снабжение угольного края с каждым годом становится все меньше.
Остальные партии получили мизерное количество голосов, впрочем, соразмерно проявленной активности. Отличился разве что «Единый Центр» с сольным мэрским проектом в Донецке, но об этом позже.
Кто кого считать будет
Формирование избирательных комиссий и списков кандидатов оказалось самой увлекательной частью избирательной саги в регионе. Для регионалов – это оттачивание привычных технологий и проба молодых сил в партийных структурах на местах, прежние боссы которых, либо укатили в Киев, либо нашли применение своим талантам в других регионах Украины. Для партий меньшего калибра и новых политструктур задача стояла посложнее: мобилизовать своих малочисленных симпатиков, да еще и задействовать кадры, оставшиеся бесхозными после призыва в бело-голубые ряды.
Показательным стал опыт областной Нашей Украины. Ее лидер Антон Клименко явно не стал напрягать местную власть политической конкуренцией. Его структура выдвинула 5 кандидатов в Донецкий горсовет, и на том ограничилась. При этом представители НУ появились практически в каждой участковой комиссии в областном центре. Местная политтусовка сразу заговорила о том, что такова плата Антона Клименко за назначение его младшего брата - Александра Клименко -  главой областной Налоговой администрации накануне старта предвыборной кампании, а члены комиссий от партии Ющенко в день выборов будут отрабатывать в пользу регионалов.
Однако Наша Украина не стала единственной структурой, отличившейся столь специфической волей к победе. Аналогично действовали еще с десяток областных партийных организаций, от Партии мусульман Украины, до Народного Руха.. В отношении последних о преференциях и последующих «отработках» в комиссиях даже слухов не ходило. Их мотивацию, очевидно, кроме как донбасским патриотизмом ничем не объяснить.
В то же время партии, активно выдвигавшие своих кандидатов и способные отобрать голоса, в Донецке остались без адекватного представительства в избиркомах. Коммунистическая партия Украины, Единый центр, Фронт змін, ПСПУ, Русский блок, Новая политика не имеют  своих представителей в участковых избирательных комиссиях Донецка, - констатировал Комитет избирателей Украины. Свое решение о не включении членов перечисленных партий в донецкие УИК городской избирком аргументировал «недостаточным опытом работы» делегированных представителей.
Тяжелее других случившееся  переживали местные коммунисты. В разговорах с журналистами на условиях анонимности они даже ссылались на договоренности с секретарем городского совета Николаем Левченко. «На вас запрета нет, сколько наберете — то и ваше», - цитировал его собеседник в областной организации КПУ. Но задний ход горизбирком не включил, коммунистический ропот ограничился митингом, и растворился в более громких скандалах.
Донецк не стал уникальным по методике формирования комиссий. Аналогичная схема сработала практически во всей области. На родине президента Януковича в Енакиево, к примеру, Партия Регионов взяла под контроль 69% руководящих должностей участковых комиссий (данные областного Комитета избирателей Украины) Оставшиеся избиркомы оказались тоже не в руках оппозиции.
Игра на выбивание

Две недели перед голосованием в Донецкой области оппозиция провела под знаменем борьбы за включение кандидатов в списки, а последние дни перед голосованием  –  в борьбе за восстановление «исключенных по беспределу».
Кто дал отмашку для старта кампании по выбиванию из выборов кандидатов, не принадлежащих к  команде регионалов – загадка и для многих бело-голубых. Но основных версий было две. Первая - стала известна реальная социология, и региональное начальство попыталось таким образом выправить ситуацию.  Этой версии придерживаются функционеры Донецкого горсовета. Версия оппозиции состоит в том, что  региональные боссы на местах решили «подстелить соломки», проигнорировав требование Киева соблюдать демократический дресс-код в течение кампании, а нужные цифры вписать при подсчете голосов. Региональные боссы на местах решили «подстелить соломки», проигнорировав требование Киева соблюдать демократический дресс-код в течение кампании, а нужные цифры вписать при подсчете голосов. 
Как бы там ни было, под удар попали все без исключения участники процесса, кроме, естественно, регионалов и их технологических сателлитов. Даже обезглавленная на старте кампании «Сильная Украина» (экс-руководитель областной партструктуры, сын Раисы Богатыревой Игорь Богатырев просто покинул Донецк, оставив все  заботы Владиславу Дрегеру, местному парткошельку), со всей ее дружбой с ПР оказалась в числе потерпевших. В Мариуполе и Ясиноватой кандидатов-сильноукраинцев откровенно отказывались включать в списки. Без какой-либо внятной мотивации. Партийным юристам пришлось выиграть не один суд и лишь накануне дня голосования избиркомы пополнили списки представителями партии Тигипко.
Судьбы кандидатов на посты городских голов – отдельная история. Самый нашумевший факт – арест претендента на кресло донецкого мэра Андрея Амбросенко, выдвинутого «Единым центром». 22 октября его вызвали в облСБУ для дачи показаний, а затем сообщили, что его ранг свидетеля «повышен» до обвиняемого и арестовали. В итоге – вопросов больше чем ответов. Проблем с бизнесом у Амбросенко на тот момент накопилось, по свидетельству его же однопартийцев, близких к руководству областного ЕЦ, довольно много (кредиты, частные заимствования и т.д.). И уход в политику вполне мог быть формой защиты. Почему же тогда его арестовала СБУ, а не УБЭП? Почему на старте предвыборной кампании губернатор Анатолий Близнюк публично обвинил его в воровстве? И главное: для чего за полторы недели до выборов арестовывать явно непроходного кандидата в мэры Донецка? Чтобы доказать руководящую роль СБУ и создать прецедент ареста политического конкурента в разгаре предвыборной кампании? Пока известно лишь одно: «закрыли» Амбросенко как минимум на два месяца.
Менее криминальный, но более показательный в части характера прошедшей кампании пример – мытарства по судам кандидата от Соцпартии на пост ясиноватского городского головы Евгения Ищенко-Гиллера. Он стал костью в горле местных регионалов еще на прошлых местных выборах: был избран мэром Ясиноватой и оказался одним из четырех мэров области  без бело-голубого партбилета. В нынешней кампании он был исключен из списков практически в ночь перед голосованием. Второй раз за сезон. Весь октябрь Ищенко-Гиллер, по его же словам, едва ли не жил в судах, только в Донецком окружном административном суде он познакомился с 23 судьями из трех десятков. Но в итоге убедился в верности аксиомы: если ты имеешь проблемы с регионалами, выборы для тебя закрыты. Причем, на вполне законных основаниях – избирательной законодательство позволяет это сделать.
Мимо урны


Выборы в Донецкой области уже признали состоявшимися и в разной степени демократичными большинство наблюдателей. Также, наверняка, поступят и большинство политических сил. Регионалы возьмут под контроль подавляющее большинство местных советов. Если и будет оппозиция, то исключительно конструктивная. Поскольку продвижение бизнес-интересов и попытка закрепиться во власти были главными задачами для всех участников, не зависимо от партийной принадлежности.
Главное отличие прошедших выборов от других кампаний – минимальное участие в процессе избирателей, утверждают эксперты. Если Янукович стал президентом половины Украины при почти что монолитной поддержке на родине, то в местные советы Донетчины попадут люди избранные при участии менее чем половиной избирателей. Причем, из этой половины – 13% не поддержали ни одного кандидата. А в Краматорске, к примеру, на родине действующего губернатора области Анатолия Близнюка, картина еще печальней: против всех проголосовали 23% избирателей. И это при явке 36,8%, согласно данным городской избирательной комиссии на утро 1 ноября.
Возможно, с рекордно низкой явкой и рекордно высоким уровнем голосования против всех и связаны сообщения о засекречивании промежуточных результатов выборов в Донецкой области и о аномальном росте числа голосующих в последние часы работы участков.
В Краматорске, на родине действующего губернатора области Анатолия Близнюка, картина еще печальней: против всех проголосовали 23% избирателей. И это при явке 36,8%, согласно данным городской избирательной комиссии на утро 1 ноября. 
Причина низкой явки, по свидетельству наблюдателей, проста: предвыборная борьба  избирателей-донетчан так и не затронула. Не было привычных новых детских площадок, ремонта крыш и водопроводов. Звезды эстрады не гастролировали, а кандидаты если и ходили в народ, то лишь на подконтрольных предприятиях. Не было борьбы программ, была борьба за присвоение достижений местного бизнеса. И если расценивать прошедшие выборы как тренировку перед парламентскими – проиграли все участники. Мощная мина заложена под перспективы Партии регионов в базовой для нее области. За что, очевидно, придется отвечать местному партийному руководству. «Друзья» по партии наверняка приложат к этому все силы.
Комментарий
Евгений Копатько, социолог, директор  исследовательской компании Research & Brаnding Group:
Низкую явку избирателей в Донецкой области нельзя рассматривать как поражение Партии регионов в базовом для нее крае. Это тенденция для всей Украины. Нужно смотреть на разницу в голосовании между первой и второй позицией. Пока официальных результатов нет, но сегодня заметно, что существенно перекроена политическая карта Украины в пользу Регионов.

Эдуард Малиновский, Донецк, для focus.ua

Другие новости по теме

Партия регионов собрала на 3 млн. голосов меньше, чем Янукович
Партия регионов на местных выборах потеряла 3 173 538 голосов Януковича, отданных за него в первом туре выборов президента

Партия регионов получила 92% мест в Донецком облсовете
По результатам выборов 31 октября Партия регионов получила подавляющее большинство мест в Донецком областном совете

Коммунисты Донецка митингуют против «беспредела» Партии регионов
В Донецке проходит митинг представителей Коммунистической партии против давления со стороны Партии регионов и фальсификаций местных выборов

Партия регионов заявляет о победе во всех округах Донецкой области Партия регионов заявляет о победе во всех округах Донецкой области
В Донецкой областной организации Партии регионов заявляют о победе своих кандидатов в одномандатных избирательных округах.

Партия регионов выдвинула кандидатов больше, чем мандатов
После выборов 31 октября количество представителей Партии регионов в местных органах власти значительно увеличится



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: