Корреспондент: Старец и Сталин. Как монах Киево-Печерской лавры мог изменить ход истории – архив

Корреспондент: Старец и Сталин. Как монах Киево-Печерской лавры мог изменить ход истории – архив

Монах Киево-Печерской лавры с грузинскими корнями мог бы изменить ход истории ХХ века, если бы ему удалось убедить своего воспитанника Иосифа Джугашвили стать не революционером, а священником, - пишет Дмитрий Громов в № 45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года.

У стен ближних пещер Киево-Печерской лавры лежит надгробная плита с надписью: Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 1867-1942. Мимо нее каждый день проходят сотни и тысячи паломников со всего мира, но мало кто останавливается. А ведь здесь покоится человек, который мог бы, в прямом смысле, изменить ход истории.

Именно он являлся наставником Иосифа Джугашвили в конце 1890-х, когда будущий советский диктатор Иосиф Сталин был учеником в духовной семинарии. У Абашидзе были хорошие отношения с юным отцом народов, и он вполне мог убедить своего ученика стать не революционером, а священником.

У Абашидзе были хорошие отношения с юным отцом народов, и он вполне мог убедить своего ученика стать не революционером, а священником.

Но чуда не произошло - сын грузинского сапожника, Сталин отбросил законы Божьи и с головой окунулся в марксизм, который привел его к вершинам власти - в московский Кремль. А выходец из грузинского старинного дворянского рода, урожденный Давид Абашидзе (в православии - отец Димитрий), в конце концов оказался в Киеве, принял в лавре самую суровую форму монашества, схиму, и стал называться Антонием.

Пути наставника и ученика больше никогда напрямую не пересекались. Но отец Димитрий неоднократно писал Сталину, и пару раз отец народов, как предполагают эксперты, спасал своего бывшего учителя от расстрела.

Даже после смерти священник и бывший семинарист продолжили "идти" разными дорогами. Джугашвили-Сталин шагнул в вечность как один из самых кровавых тиранов за всю историю человечества, а его наставник почти через 60 лет после своей смерти был канонизирован как святой Украинской православной церкви.

"Отец Димитрий состоялся и как человек, и как священник в Киево-Печерской лавре", - считает протодиакон Василий Марущак, автор книги Архиепископ Димитрий Абашидзе.

Упущенная душа

Реальная история взаимоотношений Абашидзе и Джугашвили похожа на задумку талантливого сценариста - они как будто специально все время двигались в противоположных направлениях. Сталин, происходивший из бедной грузинской семьи, вознесся на вершину социальной лестницы, тогда как Абашидзе всю свою жизнь шел по иерархии сверху вниз, в конце концов отказавшись от всех земных благ.

А ведь семья будущего схимника Антония водила знакомства с российским императором и ждала, что их отпрыск станет блестящим придворным. Юный князь Абашидзе получил аристократическое воспитание, прекрасно фехтовал, ездил верхом и танцевал, а в 1891 году с отличием окончил юрфак Новороссийского университета.

Сталин, происходивший из бедной грузинской семьи, вознесся на вершину социальной лестницы, тогда как Абашидзе всю свою жизнь шел по иерархии сверху вниз, в конце концов отказавшись от всех земных благ.

Родители надеялись, что Давид добьется высокой должности в министерстве юстиции Российской империи. Однако неожиданно для родных Абашидзе свернул с мирского пути на духовный, отправился в Киев и принял монашество в Киево-Печерской лавре. Так он стал Димитрием в честь святителя Димитрия Ростовского.

"Благодать извлекла меня из бездны греха, очистила, освятила, научила истинам веры и благочестия, привела меня ко гробу преподобного Антония [основателя Лавры]", - писал князь, ставший священником, объясняя мотивы своего решения.

В 1896 году молодой инок окончил Киевскую духовную академию, и его отправили в родной Тифлис - так тогда назывался Тбилиси - преподавать Священное писание в местную семинарию.

Как раз тогда, с 1894 по 1899 год, здесь грыз гранит христианской науки Джугашвили. До этого он успел поучиться в духовном училище в своем родном Гори, а в семинарию его определила мать Екатерина Джугашвили, очень любившая сына и стремившаяся дать ему образование.

Поначалу наставники считали Джугашвили очень прилежным: он старательно изучал Библию, писал стихотворения на религиозные темы. Да и по характеру будущий диктатор был скромен и стыдлив.

"Я не уверен, что учеба в Горийском духовном училище и Тифлисской духовной семинарии была потребностью его души - он просто хотел учиться, - рассказывает и мотивах Джугашвили-семинариста Вахтанг Гурули, грузинский ученый, доктор исторических наук. - В Гори другого училища не было. В Тифлисе тоже вузов не было. Семинария была самым престижным учебным заведением. Однако он [Сталин] и не думал, что когда-то станет священником".

Тем не менее поначалу наставники считали Джугашвили очень прилежным: он старательно изучал Библию, писал стихотворения на религиозные темы. Да и по характеру будущий диктатор был скромен и стыдлив.

По предположению современных исследователей жизни Абашидзе, отец Димитрий хорошо относился к юноше, а Джугашвили в ответ считал преподавателя своим духовным наставником.

Однако стоило Абашидзе на год оставить своего подопечного без присмотра - его отправляли инспектировать соседнюю Кутаисскую духовную семинарию, - как Джугашвили кардинально изменился. Ученик стал мрачным, замкнутым и - одновременно - циничным и дерзким.

Впрочем, эпидемия под названием "марксизм" заразила не одного его. К концу века в семинарии целая группа воспитанников увлеклась революционными идеями, ходила в марксистские кружки и приносила в свою альма-матер нежелательную с точки зрения церкви литературу - не только труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, но и, к примеру, романы Виктора Гюго.

Отец Димитрий хорошо относился к юноше, а Джугашвили в ответ считал преподавателя своим духовным наставником

Под влиянием этих идей Джугашвили перестал видеть в Абашидзе учителя. Более того, стал дерзить. "Как-то отец Димитрий заметил, что Джугашвили смотрит как бы сквозь него, — описывает один из эпизодов их общения историк Игорь Курляндский, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, в своей книге Сталин, власть, религия. - "Как, ты меня не видишь?" [спросил Абашидзе]. Сосо [семинарская кличка Сталина] с насмешкой протер глаза, посмотрел на него и ответил: "Как же, вижу какое-то черное пятно".

А когда отец Димитрий обнаружил у своего подопечного запрещенные книги, Сталин рискнул вырвать их из рук наставника и бежал.

Все эти истории привели к логическому концу - Джугашвили исключили из семинарии. И даже после этого бывший князь надеялся, что его ученик вернется в лоно церкви, однако бывший семинарист навсегда ушел служить делу Маркса и Ленина.

Воин Христов

Следующая встреча наставника и его ветреного ученика была заочной, и состоялась она почти через 20 лет. В разгар Гражданской войны, в 1920 году, отец Димитрий, который тогда был главой Таврической епархии в Крыму, написал письмо бывшему семинаристу.

Тот занимал высокий военный пост - был представителем Совнаркома в командовании красного Юго-Западного фронта, развернутого против войск белогвардейского вождя барона Врангеля, базой которого был Крымский полуостров.

Абашидзе смиренно просил Сталина освободить брошенных в тюрьмы священников и тот, по утверждению ряда исследователей, откликнулся на просьбу.

Абашидзе смиренно просил Сталина освободить брошенных в тюрьмы священников и тот, по утверждению ряда исследователей, откликнулся на просьбу

В конце того же года, когда большевики разбили барона, почти все духовенство Крыма и юга России эмигрировало вместе с белой гвардией и частью русской аристократии. Но отец Димитрий остался, хотя уплывавший за границу из Новороссийска глава Временного высшего церковного управления митрополит Антоний (Храповицкий) назвал такое решение самоубийством.

Абашидзе всегда отличался бесстрашием. К примеру, в начале Первой мировой войны, уже будучи главой Таврической епархии, он на время оставил кафедру и поступил простым корабельным священником на броненосец Святой Пантелеймон. С командой судна он участвовал во всех военных походах Черноморского флота.

Поэтому когда Красная армия полностью захватила Крым, Абашидзе и не пытался скрыться. Его тут же арестовали и приговорили к расстрелу за контрреволюционную деятельность и содействие врагам советской власти.

Отец Димитрий избежал смерти - его наказали тюремным заключением, и это дает историкам повод считать, что и здесь проявилось участие Сталина. Тем более что скоро священник вышел на свободу.

Но советская власть не забыла "белого попа". Отца Димитрия арестовывали еще множество раз, в том числе и тогда, когда он перебрался в Киев, где в 1926 году в лавре принял схиму и стал Антонием.

Отец Димитрий избежал смерти - его наказали тюремным заключением, и это дает историкам повод считать, что и здесь проявилось участие Сталина

Последний раз Димитрий-Антоний попал в руки властей в 1940 году по доносу некоего гражданина Орлова. Этот человек помнил священника еще по крымским событиям и, случайно встретив Абашидзе в Киеве, сдал его НКВД. И даже написал об этом своем "подвиге" Лазарю Кагановичу, тогда - наркому путей сообщения. К письму Орлов приложил фотографию монаха и написал на ее обороте: "На этой фотокарточке изображен тот негодяй, который уволил Великого Сталина из Тифлисской духовной семинарии".

Но и на этот раз бывшего наставника Джугашвили отпустили. Тогда, предполагает российский историк Курляндский, Сталин вполне мог в своей грубой манере дать отмашку подчиненным не мучить старика. "Сказал, мол, не надо трогать этого старого пердуна", - говорит ученый.

После этого несостоявшийся духовник вождя народов поселился в лавре, в домике смотрителя ближних пещер, и до самой своей смерти в конце 1942 года проводил богослужения. В этом ему не помешали ни война, ни оккупация.

У историков нет никаких документальных подтверждений того, что Сталин принимал какое-либо участие в судьбе Абашидзе. Но история священника слишком необычна для того времени, когда тысячи его братьев во Христе были расстреляны или попали в советские лагеря только за то, что не отказались от веры. Эта необычность и заставляет экспертов предполагать, что Джугашвили не забыл своего учителя.

***

Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

Другие новости по теме

Радиостанция Эхо Москвы требует эксгумировать тело Сталина
Российская радиостанция «Эхо Москвы» заявила ходатайство об эксгумации останков Иосифа Сталина

Внук Сталина проиграл суд Эхо Москвы
Евгений Джугашвили, называющий себя внуком Иосифа Сталина, проиграл суд радиостанции Эхо Москвы, от которой он требовал возмещения морального ущерба

Сегодня московский суд решит, был ли Сталин убийцей
Сегодня Басманный районный суд Москвы, как ожидается, примет решение по иску о защите чести и достоинстве Иосифа Сталина

Внук Сталина подал в суд на Новую газету
Внук Иосифа Сталина Евгений Яковлевич Джугашвили подал иск о защите чести и достоинства против «Новой газеты» и одного из ее сотрудников

Внук Сталина требует 10 млн. компенсации за оскорбление чести и достоинства его деда
Внук Иосифа Сталина Евгений Джугашвили подал иск в суд на радиостанцию "Эхо Москвы", требуя выплатить ему компенсацию в размере 10 млн руб.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: