Корреспондент: Украинцы сильно изменили читательские предпочтения

Корреспондент: Украинцы сильно изменили читательские предпочтения
В топе продаж Книгарні Є - книги на историческую тематику
События в Украине сильно повлияли на читательские предпочтения соотечественников.

Они отложили в сторону фантастику и детективы, взяв с полки исторические романы и мемуары политиков, пишет Вероника Мелкозёрова в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года.

Елизавета Круглова, миниатюрная брюнетка со стрижкой под мальчика, стоит у кассы Книгарнi Є сразу с тремя книгами в руках — это Феликс Австрия Софии Андрухович, роман Однажды Ирэн Роздобудько и тоненькая антология современной украинской прозы.

«Андрухович я купила, потому что это исторический роман об интересном периоде жизни Ивано-Франковска в составе Австрии. Всегда интересно было почитать, как жили украинцы в Европе, — объясняет она свой выбор. — Да и роман стал книгой года по версии ВВС».

Круглова отражает тенденцию: по словам директора сети книжных магазинов Є Екатерины Федоренко, покупатели стали больше интересоваться исторической литературойикнигами на тему политики.

«Стали чаще брать и разного рода публицистику, — продолжает Федоренко обзор нынешнего спроса. — Для домашнего чтения теперь берут даже учебники истории Украины».

Особой популярностью в Книгарні Є пользуются труды американских историков украинского происхождения Ореста Субтельного и Павла-Роберта Магочего. Особенно хорошо идёт Iлюстрована історiя України Магочего — книга для подростков, оформленная в стиле комиксов.

Первые места в топах продаж украинских книжных магазинов занимают исторический роман Маруся Василия Шкляра, Мальована iсторiя незалежностi України  Виталия и Дмитрия Капрановых, а также документальный  роман немецкого журналиста Бориса Райшустера Путинократия, который стал настоящим дефицитом в Киеве.

Шкляр считает, что нынешний всплеск интереса к документальной, исторической и политической книге объясняется тем, что много лет по известным причинам соотечественники изучали историю в искажённом виде

Шкляр считает, что нынешний всплеск интереса к документальной, исторической и политической книге объясняется тем, что много лет по известным причинам соотечественники изучали историю в искажённом виде.

«СССР навязывал нам чужие мифы и чужих героев, ставил памятники палачам украинской нации. Многие страницы истории просто выжгли из нашей памяти, — говорит писатель. — Поэтому серьёзный исторический роман, который заполняет такой пробел, воспринимается как открытие».

Президент Ассоциации книгоиздателей Украины Александр Афонин отмечает, что в Украине в принципе растёт спрос на национальную литературу. Правда, объясняетонэто без пафоса: с рынка постепенно уходит главный конкурент — книга российского производства.

Назад в прошлое

Копирайтер Яна Пономаренко предпочитает книги в электронном виде — это экономия, а кроме того, в интернете выбор литературы больше, чем в книжном магазине. Только в Сети ей удалось разыскать трилогию Богдана Лепкого об Иване Мазепе — Мотря, Не убивайте и Батурин.

«Там описываются события, похожие на нашу современность, — объясняет Пономаренко своё желание прочесть эту книгу. — Украина между Россией и Западом. Лидер, Мазепа, пытается сделать всё, чтобы спасти Украину, даже идёт на сделку со шведами, но Пётр Первый его представляет предателем. А книга написана в 1926 году».

Тема украинской истории взяла верх в конкурсе Книга года-2014, огласившем результаты в феврале. 70 критиков, историков и журналистов среди сотен изданий отдали первую премию трёхтомнику Станислава Кульчицкого Червоний виклик. Історія комунізму в Україні від його народження до загибелі, а вторую и третью — вышеупомянутым Путинократии и Марусі.

Путинократия описывает режим Владимира Путина как демократуру –  сочетание демократии и диктатуры. Книга была впервые издана на немецком в 2006 году, запрещена в России и лишь в минувшем году вышла в Украине на русском и украинском языках.

Хитами отечественных продаж становятся и издания Шкляра, чуть ли не каждый год получающего какие-либо премии и наращивающего продажи своих творений. Роман Маруся, повествующий об атамане УПА Марусе Соколовской, в 2014-м был признан национальным бестселлером. Первый тираж, в 18 тыс. экземпляров, был раскуплен за неделю.

Предыдущий роман, Залишенець. Чорний Ворон, описывающий борьбу украинских повстанцев против советской власти в 1920-х, увидел свет осенью 2009 года и, по словам писателя, обрел новое дыхание после Евромайдана.

«Он стал хитом в библиотеке Майдана, которая тогда находилась в Украинском доме», — добавляет Шкляр.

Сдувают пыль с исторических книг, выставляя их на видные места, и многие книжные магазины. Теперь они, борясь за молодого читателя, составляют успешную конкуренцию западному чтиву типа Сумерков Стефани Майер и 50 оттенков серого Э. Л. Джеймс, которые долгое время «задвигали» отечественных авторов.

В топе продаж одного из крупнейших украинских издательств, Фоліо, по словам гендиректора Александра Красовицкого, — иллюстрированная книга-реквием Небесная сотня — истории погибших на Майдане революционеров, собранные журналистами Еленой Трибушной и Ириной Соломко, и мемуары Виктора Ющенко Недержавні таємниці: нотатки на берегах пам'яті.

Книги, которых нет в магазинах, украинцы ищут в библиотеках. Исторические романы теперь востребованы не только школьниками, вынужденными их читать по школьной программе, но и взрослыми, отмечает Валентина Захарченко-Бурцева, сотрудница киевской детской библиотеки № 9.

Голодомор Уласа Самчука, Сад Гетсиманський Ивана Багряного о сталинских репрессиях, перечисляет библиотекарь произведения, которые долго не застаиваются на полках. По наблюдениям Захарченко-Бурцевой, вне рамок школьного списка обязательной литературы среди подростков стали востребованы книги на военную тему.

«Читают документальную повесть российской писательницы Светланы Алексеевич Цинковые мальчики о судьбах молодёжи, попавшей на войну в Афганистане, — рассказывает она. — Берут Дневник Анны Франк, просят литературу про Круты».

Родители юных посетителей Девятой библиотеки интересуются романами Павла Загребельного и Шкляра. Часто спрашивают Иллюзию страха, историко-фантастический роман нынешнего секретаря СНБО - Александра Турчинова, в котором автор совместил два времени, Древний Израиль и Украину 1990-х.

Украина без Путина

Последних четыре-пять лет рынок биографической и исторической литературы в Украине развивается быстро, констатирует Александр Красовицкий, генеральный директор издательства Фоліо. Но такая литература всё ещё составляет гораздо меньший процент от общего количества продаваемых книг, чем в соседних странах.

«Поэтому нам, издателям, есть над чем работать», – говорит Красовицкий.

Одно из направлений, в которых нужно трудиться издателям, Корреспондент выяснил, пообщавшись с читателями. В большом массиве исторической литературы соотечественники выделяют в первую очередь произведения, описывающие борьбу украинцев за независимость от Российской империи и СССР.

Также популярны книги, посвящённые периоду истории Западной Украины, когда она была в составе Австро-Венгерской империи, и биографии и мемуары известных политиков. Здесь наибольшим спросом пользуются Нельсон Мандела и Ющенко.

Даже в относительно индифферентной ко всему украинскому Одессе наблюдается существенное увеличение спроса на украинскую книгу, в том числе историческую, отмечает Афонин. Вместе с тем литературу о российской политике и истории, написанную тамошними авторами и выражающую альтернативную точку зрения, в отечественных книжных найти становится всё труднее.

«Книги на эту тематику поступали к нам напрямую из России. В последний год поставки оттуда очень упали, — рассказывает Федоренко. — Поэтому про Путина у нас вы ничего не найдёте».

Пока украинцы ищут своё место в истории, средний мировой читатель витает в облаках любовных романов и вымышленных миров

Пока украинцы ищут своё место в истории, средний мировой читатель витает в облаках любовных романов и вымышленных миров.

Судя по данным британской компании Nielsen Bookscan, исследующей книжный рынок, на первом месте по продажам в Европе и США в 2014-2015 годах — роман Виноваты звёзды Джона Гринна, душещипательная история больной раком девочки-подростка. За ним следует детская книга Дневник слабака: долгая дорога Джеффа Кинни и фантастические романы серии Дивергент Вероники Рот.

Правда, в лидеры рейтинга, под самым последним, пятым номером затесался исторический роман Брайана О’Рейли Убийство Паттона о судьбе американского полководца времён Второй мировой войны.

В то же время в Украине в 2014 году по сравнению с 2013-м спрос на украинскую книгу вырос на 100%, констатирует Афонин.

«Это связано с последними событиями и с желанием граждан разобраться в том, что было в прошлом и происходит в настоящем», — объясняет эксперт.

Падение собственного книгопроизводства  в Украине составило 42% по названиям и 37% по совокупному тиражу

Шкляр же уверен, что соотечественники истосковались по сильному герою, рыцарю, которыми богата украинская литература и история. Однако эксперты подчёркивают, что непоследнюю роль в украинизации читательского вкуса сыграло существенное сокращение поставок российской книги. Причём этот аргумент не выглядит столь оптимистичным, если учесть, что падение собственного книгопроизводства  в Украине составило 42% по названиям и 37% по совокупному тиражу.

В 2015-м, по словам Афонина, Министерство финансов отказалось обеспечивать поставки отечественных книг в библиотеки и существенно урезало отчисления на издание учебной литературы.

«Но даже с учетом падения рынка я не могу не отметить, что украинцы даже в восточных и южных областях стали больше интересоваться произведениями  отечественных авторов», — резюмирует эксперт.

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

Другие новости по теме

Шкляр пообещал написать роман об УПА
Автор романа «Залишенець. Чорний ворон» Василий Шкляр пообещал через пять лет написать роман об Украинской повстанческой армии

Новый роман Дэна Брауна стал бестселлером в первый день продаж
Новый роман известного американского писателя Дэна Брауна «Потерянный символ» (The Lost Symbol) стал бестселлером в первый день продаж во вторник

Новый роман саги Сумерки попал в топ самых продаваемых книг
Продолжение вампирской саги Стефани Майер «Короткая вторая жизнь Бри Таннер» стал одной из трех самых быстро продаваемых книг в Великобритании

Эротический роман побил рекорд продаж Кода да Винчи Эротический роман побил рекорд продаж Кода да Винчи
Книга британской писательницы Э. Л. Джеймс Пятьдесят оттенков серого установила новый рекорд продаж среди романов в мягкой обложке, предназначенных для взрослой аудитории.

Почти половина украинцев за последние три месяца не прочли ни одной книги Почти половина украинцев за последние три месяца не прочли ни одной книги
Согласнл результатам исследования компании GfK Ukraine, почти половина украинцев не прочитали за последние три месяца ни одной книги.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: