Свои среди чужих. Почему украинцы не возвращаются из Португалии

Свои среди чужих. Почему украинцы не возвращаются из Португалии



Семейный подряд. Игорь Дудник в Украине был агрономом, его жена Аня – главным экономистом, но нашли применение своим знаниям они на португальской земле
Фото: Яна Седова, Фокус

Португалия – редкий пример благодарного отношения к иммигрантам. Почти все украинцы, приехавшие в эту страну на заработки, остаются здесь жить
На вечернюю службу в приход Украинской грекокатолической церкви в Лиссабоне собирается не больше 30 человек. Но на Пасху здесь яблоку негде упасть, уверяет отец Иоанн, возглавляющий приход с 2007-го года: святить куличи на площади перед зданием церкви приходят несколько тысяч украинцев. По окончании полуторачасовой службы они спешат домой, – среда, середина недели, и завтра у всех рабочий день. Их истории похожи: те, кто помоложе, говорят, что приехали на год-два подзаработать и вернуться домой, семейные пары постарше прожили тут не один год и знают, что возвращаться им некуда, ведь дома по-прежнему нет работы, а содержать стареньких родителей и платить за образование детей как-то надо.
Оксана и Михаил Любые – типичный пример трудовых иммигрантов из Украины. Первым на заработки в 2001-м приехал в Португалию Михаил. Дома занял тысячу долларов и выехал из страны по туристической визе, понадеявшись на обещанное трудоустройство. Как это часто случалось в начале 2000-х, работы на месте не оказалось. У него отобрали паспорт свои же – тоже обычное дело для трудовых первопроходцев. Документы пришлось выкупать. Михаил не называет цену, но самая крупная мзда, о которой рассказали Фокусу соотечественники, составляла 1200 евро. Получив паспорт, Михаил сам нашёл работу – на стройке, за 5 евро в час. В 2005-м к нему перебралась жена Оксана. «Я совсем не хотела ехать, – признаётся она. – Но нам нужно было заработать на квартиру».
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/DSCI0969t.jpg?0.7341912729403514[/img]

В тёплых краях. Отец Иоанн (в центре) и его прихожане Оксана и Михаил Любые уверяют: в этой стране жить непросто, но прекрасный климат и доброжелательное отношение местных компенсируют многие трудности.
Сегодня Любые отправляют родным в Украину от 100 до 300 евро ежемесячно. Отдельная статья расходов – обучение сына в педагогическом университете и дочери – в медицинском колледже в Тернополе. Несмотря на то что из-за кризиса Михаил потерял работу, уезжать в ближайшие четыре года – пока учатся дети – супруги не собираются. К тому же Любый получил при увольнении компенсацию: согласно закону, за каждый отработанный год работодатель должен заплатить работнику месячную зарплату. На последнем месте с зарплатой в 540 евро Михаил отработал восемь лет. Ему выплатили всё до копейки. Теперь он стоит на бирже труда и получает пособие – 420 евро в месяц. Пока у Оксаны и Михаила, как и у многих украинцев, есть статус резидентов, дающий право на работу по контракту. Прожив в стране не менее десяти лет, они могли бы подать документы на гражданство по примеру трёх тысяч украинцев, которые уже обзавелись португальскими паспортами. Но об этом серьёзно думает пока только Михаил.
«В Украине, когда приезжаешь, то тебя держат за быдло, особенно чувствуется это отношение, когда начинаешь ходить по разным инстанциям, – объясняет он. – Разве нормально, что когда мы едем домой и проезжаем всю Европу от Лиссабона до Чопа – и нас ни разу никто не останавливает, а от Чопа до Стрыя – остановят восемь раз В Украине, когда приезжаешь, то тебя держат за быдло... Разве нормально, что когда мы едем домой и проезжаем всю Европу от Лиссабона до Чопа – и нас ни разу никто не останавливает, а от Чопа до Стрыя – остановят восемь раз ?»
Домой дороги нет
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/DSCI0550t.jpg?0.7107087151927676[/img]

Пособие для начинающих. В этом справочнике русскоязычные иммигранты могут найти всю необходимую для законного пребывания в стране информацию
Одного месяца в Украине хватает, чтобы устать от унизительного отношения к себе, признаются украинцы и предлагают корреспонденту Фокуса переехать в Португалию. Работа найдётся, уверяют они и намекают, мол, у нас приход греко-католической церкви издаёт свою газету.
«Наши чувствуют себя здесь более защищёнными, чем дома, – подтверждает глава Союза украинцев в Португалии Павел Садоха. – Главная причина того, что они не хотят возвращаться, – законодательный хаос в Украине. Чего-то добиться невозможно из-за взяток, а изменить это тяжело. В середине 2000-х некоторые решили вернуться домой, они говорили, что больше в Португалию не приедут. Но приехали: они психологически уже не смогли жить в той системе». Садоха говорит, что с приходом нового министра иностранных дел и нового посла отношения иммигрантов с официальной властью резко ухудшились. И без того скромные программы помощи были сокращены. С 2010-го Союз украинцев не получил ни копейки. За предшествующие 2010-му три года правительство выделило $17 тыс.
«При Кабмине Тимошенко с главой Мирового конгресса украинцев был подписан договор о финансировании культурных программ украинцев за границей. Там было где-то $100 тыс. Но тех денег никто так и не получил – вскоре программу заблокировали», – вздыхает Садоха. Иммигранты вложили в экономику нашей страны не один миллион евро. По данным Международной организации по миграции в Украине, в прошлом году мигранты перевели домой около $5 млрд. В среднем украинец, приезжающий на родину, тратит более 1000 евро. Каждый месяц родственники получают от иммигрантов не меньше 100 евро. «При этом мы до прошлого года даже не могли на своем транспорте приехать в Украину. Было странное правило, что украинцы могли въехать в страну на 10 дней, да и то приходилось платить таможне», – отмечает Павел.
Сам Павел Садоха, похоже, возвращаться назад не намерен. Он женат на португалке, работает по специальности – аудитором. Молодая семья выплачивает кредит за квартиру, ставка по которому составляет 1,8% Павел Садоха, похоже, возвращаться назад не намерен. Он женат на португалке, работает по специальности – аудитором. Молодая семья выплачивает кредит за квартиру, ставка по которому составляет 1,8% . «В Украине таких процентов просто нет, – говорит он. – Здесь резидентам дают кредит. Без поручителя ставка будет немного выше, но никто не отказывает».
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/DSCI0434t.jpg?0.5393008061716487[/img]

Трудовые будни. Пока родители консультируются у специалистов Центра помощи мигрантам, их детьми занимается социальный работник. 
Довольны своей жизнью в Португалии и украинцы, работающие на местных фермах. Аня и Игорь Дудник из Тростянца Винницкой области обрабатывают несколько десятков гектаров на ферме возле городка Абрантеш: выращивают на плантациях кукурузу, собирают оливки и срезают кору пробкового дуба. И хотя семья живёт в селе и общается с соотечественниками довольно редко, в изоляции себя не чувствуют, – за столько лет у них появилось много друзей среди местных. Аня Дудник рассказывает, что к её мужу постоянно обращаются за помощью, ведь в их распоряжении имеется различная техника. А на её голубцы, оливье и торт «Наполеон» португальцы приходят в гости регулярно. Оба сына живут с ними. Старший, Артём, недавно окончил местную школу и теперь связывает своё будущее только с этой страной. «Я тут уже семь лет, первые два года было тяжело, но теперь большинство моих друзей – португальцы. Думаю, окончу курсы в Лиссабоне и пойду работать охранником в магазин. А что, платят 800 евро, а работа лёгкая!» – обрисовывает свои перспективы Артём. На вопрос, что бы он стал делать, если бы однажды родители собрались на родину, пожимает плечами: «Я бы остался. Люди тут более дружелюбные, у нас злые какие-то».
Когда отца семейства Игоря Дудника Фокус спросил о том, что по поводу жизни в Португалии думает младший сын, он засмеялся: «Младший хочет домой, но он пока ничего не понимает. Мы будем подавать документы на гражданство, чтобы парень мог пойти учиться. Он врачом хочет быть». Шансов стать врачом у него много: украинские дети, это признают и сами португальцы, – одни из лучших учеников в местных школах украинские дети, это признают и сами португальцы, – одни из лучших учеников в местных школах . Своих отпрысков местные не очень стимулируют, а наши привыкли старательно учиться, и, даже не зная первое время хорошо язык, они умудряются получать на уроках самые высокие баллы.
Дело врачей
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/DSCI0357t.jpg?0.7403568103967473[/img]

От судьбы не уйдёшь. Ольга и Владимир встречались в молодости. Потом их пути разошлись, и нашли друг друга они только в Португалии.
Главные преимущества жизни в этой самой западной стране материковой Европы – климат и лояльное отношение к приезжим, в этом солидарны все собеседники Фокуса.
«Мы – народ, который начал глобализацию 500 лет назад, – объясняет Фокусу бывший глава Лиссабонской фондовой биржи и, возможно, будущий министр финансов страны Антонио Ногейра Лейте. – У нас тут люди со всех концов света. Интеграция иммигрантов из Восточной Европы здесь прошла очень легко: у нас есть общая христианская основа, да и культура очень близка». Португальские эксперты, с которыми пообщался Фокус, объясняют феномен такого отношения к приезжим ещё и тем, что именно иностранной рабочей силе страна обязана улучшившимися экономическими показателями во многих сферах – от рынка услуг и строительства до сельского хозяйства.
«Для них счастье, что мы, белые, тут, – говорит Владимир Баев, приехавший в Португалию в 2001 году и попавший в первую волну легализации. – Европа стремительно чернеет, а это означает социальное жильё, наркотики, преступность. Это разрушит Европу. Когда мы здесь только появились, они не знали, что с нами делать: мы прекрасно интегрируемся в их общество, быстро учим язык, мы образованы и воспитаны. Европа вообще заинтересована в белых мигрантах Для них счастье, что мы, белые, тут...  Европа стремительно чернеет, а это означает социальное жильё, наркотики, преступность. Это разрушит Европу. Мы прекрасно интегрируемся в их общество, быстро учим язык, мы образованы и воспитаны. Европа вообще заинтересована в белых мигрантах ». Баеву, как и многим иммигрантам, приехавшим в страну в начале 2000-х, повезло: они попали в программу легализации, объявленную правительством в 2001 году. Таким образом была решена проблема огромного количества нелегалов, прибывших на строительство в преддверии чемпионата Европы по футболу в 2004-м. Жене Баева Ольге повезло дважды: помимо легализации, она, проработавшая в Украине педиатром 15 лет, попала в совместную программу португальского правительства и фонда им. Калуста Гульбенкяна, созданного армянским миллиардером. Целью программы стало признание академических дипломов врачей для иммигрантов. «Португалия – единственная страна, которая дала возможность подтвердить диплом врачам бывшего Союза», – говорит Ольга.
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/51t.jpg?0.7911018503487215[/img]

Когда Португалию захлестнула массовая волна иммигрантов из Восточной Европы, среди них оказалось много специалистов с высшим образованием. «Это было смешно: в то время как эти люди работали на низкооплачиваемой работе на фермах или присматривали за детьми, наша страна нуждалась во врачах. Надо было сделать всё, чтобы люди вернулись в профессию», – рассказывает Фокусу координатор программы фонда Гульбенкяна Луиза Вале.
Фонд оказывал помощь в переводе и сдаче документов в соответствующие инстанции, организовал уроки португальского с учётом медицинской терминологии, покупал книги и выдавал каждому участнику программы стипендию, соответствующую минимальной зарплате в стране. Те, кто сдал экзамен по языку и медицине, прошёл интернатуру и вступил в ассоциацию португальских врачей, сегодня работают в медицинских учреждениях Португалии.
Став одной из участниц проекта, Ольга подтвердила диплом в 2004-м. После чего ей пришлось ждать еще полгода, чтобы получить официальное разрешение на работу. Сегодня она – семейный врач в крупнейшей клинике Лиссабона Ольга подтвердила диплом в 2004-м. После чего ей пришлось ждать еще полгода, чтобы получить официальное разрешение на работу. Сегодня она – семейный врач в крупнейшей клинике Лиссабона . В 2010 году получила португальское гражданство. «Врачи здесь хорошо зарабатывают, ставка ординатора, к примеру, 1500 евро. Хотите – берите дежурства, подрабатывайте в других клиниках, тогда зарплата будет намного выше», – рассказывает Ольга.
Чемодан. Вокзал
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/AvenidaUcraniaLisboa2t.jpg?0.7349110662318941[/img]

Отметились. Проспект Украины в Лиссабоне был открыт в 2008-м. Это стало своего рода благодарностью португальцев украинцам за их вклад в экономику страны.
В лиссабонском Национальном центре помощи иммигрантам можно встретить выходцев из Восточной Европы и бывших португальских колоний. Одни, как повстречавшийся Фокусу украинец Ярослав Билецкий из Стрыя, ждут документов на резиденцию, которые теперь нужно получать каждые два года. Он, как и многие, собирается подавать документы на гражданство, недовольно говорит, что хоть домой и тянет, но так как «Янукович старается только для богатых» Янукович старается только для богатых» , уж лучше тосковать по родине с португальским паспортом и пережить кризис здесь, чем возвращаться домой.
В коридорах Центра заняты все кресла. Ежедневно тут принимают не менее 750 человек. Здесь также немало нелегалов. Увидев фотоаппарат, они отворачиваются и уходят. Но от местных социальных работников такие посетители не бегают, ведь здесь их никто не арестует и не депортирует, они могут рассчитывать на бесплатную юридическую и социальную поддержку. В Центр нередко приходят с детьми. Малышей оставляют в специально оборудованной игровой комнате, где с ними, пока родитель занят, занимается социальный работник. Страна, у которой несколько миллионов своих граждан являются иммигрантами, разбросанными по всему миру, готова помогать приезжим.
Новых иммигрантов из Украины, как, впрочем, и из других стран Восточной Европы, в Португалии сегодня не много. Но в скором времени ситуация может измениться. Согласно последнему исследованию Международного института образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника»,около 50% украинцев в возрасте до 30 лет заявляют, что готовы уехать из страны навсегда около 50% украинцев в возрасте до 30 лет заявляют, что готовы уехать из страны навсегда . Теперь их гонит в чужие палестины не желание заработать. Они хотят выехать в другую страну на постоянное место жительства и забрать с собой родных. «Среди них – лучшие люди, которые могли бы работать в Украине, – говорит эксперт Центра Марта Чумало.
Текст и фото: Яна Седова, Фокус

Другие новости по теме

Эксперты ждут новой волны эмиграции из Украины
Украину ждет очередная волна эмиграции, но не трудовой, а на постоянное место жительства. Об этом заявила руководитель западноукраинского центра «Женские перспективы» Любовь Максимович

Опрос: 15% украинцев готовы покинуть свою страну навсегда
Почти каждый пятый украинец мечтает временно поработать за рубежом, а 15% хотели бы покинуть страну навсегда

Окно в Европу. Образование в ЕС стало альтернативой учебе в Киеве
Учёба за границей перестала быть привилегией избранных. Украинцы всё активнее ищут альтернативу отечественному образованию

Еврозона заставит Португалию взять антикризисный кредит
Правительства стран еврозоны и Центробанк Европы призвали Португалию попросить поддержки у специального европейского фонда, оказывающего помощь государствам, оказавшимся в долговом кризисе

Слабое звено. Ради венгерского гражданства украинцы готовы на все
Когда в начале 2011-го в Венгрии вступил в силу закон, облегчающий венграм-иностранцам получение гражданства, вряд ли официальный Будапешт мог предположить, что ради получения венгерского паспорта украинцы не остановятся ни перед чем



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: