ХАМАС выбирает лидера втайне даже от своих

ХАМАС выбирает лидера втайне даже от своих

Палестинская вооруженная группировка, контролирующая сектор Газа, в атмосфере строжайшей тайны готовится выбрать главу своего политбюро. Наиболее вероятным исходом считается переизбрание Халеда Машааля.

Выборы могут состояться в эту среду, а могут и через неделю. Голосовать за нового шефа политбюро будут то ли 25 человек, то ли 138.

Арабская весна как будто обошла Газу стороной. Внутренние выборы в ХАМАС проходят в атмосфере полной секретности: никто не знает, когда и где они состоятся, кандидаты не утруждают себя предвыборной кампанией и не ведут друг с другом политических дебатов.

В последний раз выборы в политбюро проходили в 2009 году. Они завершились переизбранием Халеда Машааля на третий срок и прошли практически незамеченными за рубежом.

На этот раз все выглядит по-другому. В Египте, Ливии, Йемене и Тунисе президенты и лидеры дорого заплатили за деспотию и произвол – кто креслом, а кто и жизнью – и слова "свобода", "демократия" и "честные выборы" у всех на устах.

Арабская весна принесла с собой не только новые поветрия, но и новые региональные реалии, к которым ХАМАС еще придется адаптироваться.

И наконец, нынешние выборы проходят в атмосфере острого политического кризиса между "внутренним" и "зарубежным" крылом, когда лидеры исламисткого движения в Газе открыто нарушают договоренности и соглашения, достигнутые руководителями ХАМАС за рубежом.

Политбюро ХАМАС выполняет в основном функцию министерства иностранных дел этой организации, и поэтому его глава как правило проживает зарубежом, вдалеке от израильских ограничений на свободу передвижения, однако никаких конкретных параметров о качествах и характеристиках кандидатов неизвестно.

Официальная газета ХАМАС "Ар-Рисала" обьясняет своим читателям, что отсутствие прозрачности и открытости вокруг избирательного процесса вовсе не означает, что он недемократичен.

По словам Мустафы Ас-Савафа, одного из обозревателей "Ар-Рисалы", люди, которые не имеют отношения к ХАМАС, не должны быть посвящены в курс дела и нет никакой необходимости их информировать.

Правда, получается, что и люди, которые имеют самое прямое отношение к этой организации – десятки тысяч активистов и их семьи - также будут в нетерпении грызть ногти вплоть до того момента, когда руководство ХАМАСа сочтет необходимым сообщить о результатах этого таинства.

Выбирать нового главу политбюро, его заместителя, а также 13 других членов руководящего органа будут местные отделения консультативного совета Шуры, в который входят высокопоставленные лидеры ХАМАС в Газе, на Западном берегу, в израильских тюрьмах, а также в лагерях беженцев в Ливане и Сирии.

Состав совета Шуры является еще большей тайной, чем дата выборов в политбюро, однако именно этим людям предстоит определить личность человека, который будет отвечать за внешние связи ХАМАС.

Эта система характерна не только для ХАМАС, но и для многих других ближневосточных исламистских группировок и движений, которые за долгие годы запрещенной деятельности привыкли к атмосфере таинственности и секретности. Очевидно, что когда-то эти навыки были необходимы, однако у молодого поколения палестинцев в Газе и на Западном Берегу эта секретность вызывает только раздражение.

"Почему мы не можем знать, кто баллотируется на выборах, когда они состоятся и чем обьясняется выбор того или иного кандидата", - искренне недоумевает молодежь ХАМАС, которая обсуждает эту тему на интернет-форумах.

Вместе с тем, в Газе или Рамалле более или менее представляют себе, кто баллотируется на выборах и какие шансы есть у кандидатов. Претендент №1 – это Халед Машааль, который уже трижды был избран на эту должность в прошлом.

Правда, не так давно Машааль заявил, что больше не собирается выставлять свою кандидатуру и участвовать в выборах, однако пять-шесть дней назад палестинская пресса вышла с сенсационным сообщением: Машааль согласился принять участие в выборах под давлением активистов и лидеров ХАМАС, которые заламывали руки и падали ниц, все для того, чтобы убедить кормильца не покидать родную организацию.

У Халеда Машааля отличный (для ХАМАС) послужной список. В 1997 году он чуть не погиб в результате дерзкого покушения на его жизнь в центре Аммана – но вышел сухим из воды.

Агенты Моссада вкололи ему в ухо яд, но были задержаны иорданскими силами безопасности. Их освобождения Израилю удалось добиться только в обмен на противоядие для объекта нападения, а также пришлось выпустить из тюрьмы шейха Ахмеда Ясина, духовного лидера ХАМАС.

После неожиданного заявления Машааля в феврале этого года по Газе покатились слухи о том, что он мечтает о должности премьер-министра, которую сегодня занимает Исмаил Хания. Затем просочились сообщения о том, что после того как Машааль и его заместитель Муса Абу-Марзук поддержали сирийских повстанцев против режима Асада, который так радушно принимал ХАМАС у себя дома, Иран потребовал заменить Машааля на какого-нибудь другого, более лояльного человека.

В середине марта Машааль отправился в Анкару, где встретился с премьером Реджепом Таипом Эрдоганом – бывшим лучшим другом и нынешним злейшим врагом Башара Асада, тогда как его оппонент Махмуд Захар поехал на поклон в Тегеран.

Именно Захар осмелился оспорить мнение Машааля по внутрипалестинскому примирению и заявил, что не считает соглашения, подписанные между ХАМАС и ФАТХ в Дохе, обязательными для выполнения.

Стоит вспомнить, что в 2006 году, после победы ХАМАС на парламентских выборах Захар стал министром иностраннных дел палестинской автономии, однако покататься по миру ему так и не пришлось: на Западе министров от ХАМАС бойкотировали, а все дела с Дамаском и Тегераном проходили через Машааля и Мусу Абу-Марзука.

Кстати, последний является чуть ли не единственным реальным кандидатом, способным заменить Машааля на его посту. Абу-Марзук в 90-х годах жил в американском штате Колорадо, где преподавал в университете и занимался финансовыми делами ХАМАС, его считают более легким человеком, чем вспыльчивого Машааля, он поддерживает личные связи со многими арабскими лидерами, а также со своими врагами-друзьями из ФАТХа.

За последний год Иззат Ришк, еще один лидер ХАМАС, за рубежом приобрел определенную известность, после того как его имя было напрямую связано с заключением сделки по обмену пленного израильского солдата Гилада Шалита на 1027 палестинских заключенных.

Во многих отношениях сегодня ХАМАС находится на распутье. Ему предстоит выстраивать новые отношения с суннитским миром, и прежде всего с Египтом, после десятилетия, которое прошло под знаком опасных связей с Ираном.

Египетские "Братья-мусульмане" уже не раз заявляли, что настаивают на том, чтобы ХАМАС вошел в политический мэйнстрим и отказался от военной деятельности против Израиля.

Де-факто ХАМАС уже выполняет роль местного полицейского, который мешает другим террористическим организациям вести обстрел израильских городов и совершать теракты против солдат и гражданских лиц. Однако если ХАМАС официально пойдет на этот шаг, он может превратиться в очередной ФАТХ, тогда как в Газе уже растет конкуренция – исламистские организации, которые черпают вдохновение у "Аль-Каиды"и уже давно обвиняют ХАМАС в предательстве национальных и исламских интересов.

В ближайшем будущем предстоит также решение вопроса об участии или бойкоте президентских выборов, которые намеревается провести Махмуд Аббас.

Политбюро ХАМАС будет обязано позаботиться и о финансах, поскольку разлад с Ираном стоил этой организации нескольких сот миллионов долларов. Судя по всему, именно Машааль, который некогда являлся самым непримиримым голосом в организации, готов сделать все или почти все, для того чтобы выжить.

Вопрос в том, не используют ли эту смену позиций его политические враги, руководствуясь своими собственными целями. Его поражение маловероятно, но если Машааль все-таки останется за бортом, это станет очередным симптомом внутреннего разлада и отсутствия монолитности, которой когда-то славился ХАМАС.

В случае победы в ближайшие четыре года интересы ХАМАС будет вновь отстаивать этот опытный, харизматичный и опасный человек, который продолжает уверенно лавировать между ближневосточными Сциллами и Харибдами.

Источник: Русская служба Би-би-си

Другие новости по теме

Лидер ХАМАС: Мы не можем признать Израиль Лидер ХАМАС: Мы не можем признать Израиль
Глава политбюро движения ХАМАС Халед Машааль в субботу заявил, что его движение не допустит территориальных уступок Израилю и не признает еврейское государство.

ХАМАС и ФАТХ решили начать выполнение соглашения о примирении ХАМАС и ФАТХ решили начать выполнение соглашения о примирении
Лидер палестинского движения ФАТХ Махмуд Аббас и глава политбюро правящего в секторе Газа движения ХАМАС Халед Машааль пришли к соглашению о начале выполнения достигнутого ранее соглашения об объединении. Об этом в четверг, 10 января, израильская газета Haaretz.

Лидер ХАМАС заявил, что готов принять мученическую смерть Лидер ХАМАС заявил, что готов принять мученическую смерть
Глава политбюро движения ХАМАС Халед Машааль, впервые за несколько десятилетий приехавший в сектор Газа, заявил своим сторонникам, что надеется на муниченицкую смерть на этой земле.

ХАМАС пока не видит перспектив для урегулирования конфликта на Ближнем Востоке
Глава палестинского движения ХАМАС Халед Машааль называет нынешнее руководство Израиля «руководством войны», поэтому не видит перспектив для ближневосточного урегулирования

Глава ПНА и лидер ХАМАС продолжат переговоры о примирении Глава ПНА и лидер ХАМАС продолжат переговоры о примирении
Махмуд Аббас, глава Палестинской национальной администрации и движения ФАТХ, и руководитель политбюро ХАМАС Халед Машааль планируют встретиться в воскресенье в столице Катара - Дохе, чтобы обсудить выполнение плана палестинского примирения, сообщил член ЦК ФАТХ Аззам аль-Ахмед.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: