Извращенная экономика. «Тень» еще больше накрыла Украину
Двойные стандарты, которые существуют в Украине, научили и бизнес, и граждан приспосабливаться.
Это позволяет нам выжить, но вызывает брезгливость у мирового сообщества, подтверждение тому - голландский референдум, пишет Светлана Голландс в №14 журнала Корреспондент от 15 апреля 2016 года.
Европа испугалась
По мнению президента Центра рыночных реформ, экс-вице-премьера Украины Владимира Ланового, голландцы не собирались обижать украинцев. Своим голосованием они поставили соответствующую оценку украинскому политикуму, так и не удосужившемуся за все годы независимости сделать из Украины европейскую страну. «Голландия – одна из наиболее цивилизованных европейских стран, основательница ЕС,-- напоминает эксперт. — Неудивительно, что голландцы воспринимают всё, что происходит у нас, с неприязнью и страхом».
Главный шок европейцев – двойные стандарты украинской действительности. «Это демонстрируют все коррупционные скандалы последнего времени, -- напоминает экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.— Одни и те же люди говорят о необходимости реформ. И при этом они же используют все возможности, чтобы эти реформы на них лично не распространялись, чтобы им не пришлось платить все налоги и так далее».
Мы говорим — дерегуляция, а на деле плодим новых бюрократов и сотни никому не нужных законов и норм, продолжает эксперт. Мы утверждаем — защита частной собственности, а суды принимают решения в пользу того, кто предложит более убедительную взятку. Провозглашаем бой теневой экономике, а первые лица государства оптимизируют свои бизнесы в офшорах.
В результате европейцы примитивно боятся впускать в евросемью государство, в котором не работают законы, отжимаются бизнесы, президент которого оптимизирует налоги в офшорах и где всё можно решить с помощью конвертов.
Метод лишнего киловатт-часа
«Офшоры – это ключевой элемент теневой экономики, — рассуждает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. — Неудивительно, что этой гаванью пользуются чуть ли не все отечественные владельцы бизнесов самых разных рангов. Второй элемент «тени» -- конвертная система оплаты труда и всех расчётов». Новак не берётся назвать, каков процент теневой экономики в нашей стране на данный момент и куда движется кривая: растёт этот процент или уменьшается. «Тень» на то и «тень», что ее невозможно посчитать, отмечает он.
Эксперты дают цифры с потолка: по одной версии, в «тени» пребывает треть украинской экономики, по другой – чуть больше 40%, по третьей – и вовсе все 70%
Найти достоверные данные касательно того, сколько в Украине бизнеса и производства запрятано в подполье, кто и сколько ворует у государства и у самого себя, сколько предприятий «зависло» в серой зоне, не представляется возможным. Таких исследований у нас никто не проводил. Эксперты дают цифры с потолка: по одной версии, в «тени» пребывает треть украинской экономики, по другой – чуть больше 40%, по третьей – и вовсе все 70%.
Чиновники более точны. Министр соцполитики, в частности, считает, что на 500 млрд грн официального фонда оплаты труда приходится 200-300 млрд грн зарплаты в конвертах. Министерство экономического развития и торговли называет коридор для «тени» в 35-54%.
Австрийский экономист Фридрих Шнайдер в своем исследовании теневой экономики по заказу МВФ предлагает замерять её масштабы с помощью нескольких методов — в том числе косвенных: статистики национальных счетов, транзакций, рабочей силы, колебаний спроса на наличную валюту, объемов потребляемой электроэнергии и т. д.
Если в Украине использовать любой такой метод и провести замер, теневая экономика проявляется во всех своих уродливых формах.
Статистическая «шизофрения»
Статистика Госстата за первый квартал этого года сообщает: доходная часть бюджета страны обеспечивалась в значительной степени поступлениями с налога на добавленную стоимость (43,18%) и акцизного налога с произведённых в Украине или ввезённых товаров 11,12% и 5,8% соответственно. При этом налог на доходы физлиц составил лишь 11,13% от всех прочих поступлений в бюджет.
Иными словами, украинцы зарабатывают (и соответственно отчисляют в государственную казну) мизерные суммы. И что особенно интересно – эти суммы значительно меньше тех, которые они тратят, приобретая подакцизные товары или просто товары с высокой добавленной стоимостью. Так откуда берутся те деньги, которые потом тратятся?
Правда, при этом есть и другая – не менее любопытная -- статистика Госстата: о размерах расходов и доходов граждан и структуре трат из их семейных бюджетов. Она никак не добавляет ясности. Среднемесячный доход на одного гражданина страны по итогам прошлого года составил чуть больше 2,5 тыс грн. А ежемесячные расходы семьи укладываются в сумму около 4 тыс. грн.
7,1% из этих 4 тыс. наши граждане ежемесячно тратят на подакцизные товары -- алкоголь и сигареты. Или около 120-130 грн. Что-то маловато для того, чтобы эти траты легли в основу акцизного налога – одного из бюджетообразующих, как твердит всё тот же Госстат. Несостыковка получается.
Перевёрнутая модель
«У нас перевёрнутая система экономики,-- анализирует Лановой.-С одной стороны, очень низкая официальная зарплата. Очень низкая эффективность труда. Очень бедный народ. Это всё правда. Но с другой – мощный сегмент теневой деструктивной экономики. И это тоже правда. Истинное положение вещей скрыто. После Майдана теневой фактор только усилился. Люди перестали идти в банки и доверять финансовым институтам. Попытки провести реформы результата не дали. Если в развитых странах главным источником дохода в бюджет являет зарплата граждан, то у нас – налог на добавленную стоимость, причём, в большей степени – налог на импортные товары».
Итак, «перевернутая модель» -- это когда и государство в целом, и каждый из нас по отдельности (от олигархов до продавца хот-догов) ежедневно обворовывают друг друга, зная об этом и делая вид, что всё в порядке.
Наиболее «спрятанными» и коррумпированными эксперты называют добывающую, финансовую, перерабатывающую и строительную отрасли и операции с недвижимостью
Наиболее «спрятанными» и коррумпированными эксперты называют добывающую, финансовую, перерабатывающую и строительную отрасли и операции с недвижимостью.
«Если мне нужно решить вопрос о регистрации декларации о начале строительных работ или ускорить процесс получения почтового адреса, я ускорю процесс, простимулировав нужного чиновника,-- рассказал нам на правах анонимности собственник одной из столичных строительных компаний.— Сумма на представительские расходы – ничтожна на фоне той выгоды, которую я получу, вовремя приступив к работе или сдав объект в эксплуатацию». По признанию того же бизнесмена, уход от налогов – одна из составляющих бизнеса. Иначе давно бы обанкротился.
Извращённую картину налогообложения, при которой главными бюджетообразующими становятся НДС и акцизы, а не подоходный налог, Новак называет синдромом постсоветских государств
Извращённую картину налогообложения, при которой главными бюджетообразующими становятся НДС и акцизы, а не подоходный налог, Новак называет синдромом постсоветских государств.
«Незрелые рыхлые экономики стран из бывшего СССР – все, как одна – характеризуются подобными перекосами и «двойственностью. Бюджеты зависимы от налога на добавленную стоимость – как в своей доходной, так и в расходной частях, - отмечает эксперт. - В первом случае НДС является доминирующей статьей, которая формирует бюджет. Во втором – этот налог чуть ли не главная статья расходов, так как нужно возвращать НДС экспортерам. Это характерная картина для государств, где производятся товары со своей низкой добавленной стоимостью, высок уровень коррупции и до экономического развития ещё очень далеко».
Олигархи рискуют
Что касается Украины, то у нас результат такого хозяйствования может быть катастрофическим, предостерегает Суслов.
«Украинские олигархи, в орбите которых по-прежнему вращаются и политика, и экономика, заняты тем, как оптимизировать свои расходы. И совершенно не заботятся о том, как оживить и запустить экономику, влить в нее средства, поднять уровень доходов людей,-- говорит эксперт.—Необходимы срочные меры внутри страны, а они вместо этого рвутся в Европу, наивно полагая, что получат и там свою выгоду. Однако им невдомёк, что европейский и транснациональный капиталы представляют огромную опасность для Украины, точнее – для её крупного бизнеса».
По мнению специалиста, отечественный бизнес, увлеченный гонкой за прибылью и оставивший экономику на произвол судьбы, может быть поглощён более сильным транснациональным капиталом. В таком случае самой Украине светит незавидная судьба страны-колонии, раздробленной и разделённой на несколько экономически беспомощных территорий.
Впрочем, не все эксперты склонны всерьёз рассматривать столь апокалиптичный сценарий. Исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине Олег Устенко уверен, что ситуацию можно отыграть, включив в повестку дня немедленные системные реформы по всей стране.
***
Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 15 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.
Другие новости по теме
Главный налоговик страны признал, что в Украине в тени работает 30% экономики Долю теневой экономики Украины глава Государственной налоговой службы Александр Клименко оптимистически оценивает в 30% , сообщает ZN.UA. |
Минфин: Треть экономики Украины находится в тени Министр Данилюк заявил, что доля теневой экономики уменьшается. |
Бизнес адаптировался в кризисных условиях: второй квартал подряд в тени - 36% экономики Во втором квартале 2009 года по сравнению с первым уровень тенизации украинской экономики не изменился и остался на уровне 36% от официального ВВП |
Бизнес привыкает к кризису: второй квартал подряд в тени - 36% экономики Во втором квартале 2009 года по сравнению с первым уровень тенизации украинской экономики не изменился и остался на уровне 36% от официального ВВП |
Уровень теневой экономики в Украине вырос до 47% Теневая экономика продолжает расти в стране с 2013 года. |