Корреспондент: Куда уходят деньги. Украина стала европейским лидером по объему теневой экономики
Украина стала европейским лидером по объему теневой экономики, обогнав весь Евросоюз и даже Россию. Таковы последствия массовой коррупции, всесилия фискальных органов и плохой истории, - пишет Александр Голубов в № 46 журнала Корреспондент от 23 ноября 2012 года
У поляка Влодзимежа Гузика богатый опыт работы в Украине. Финансовый управляющий из города Кельце прошел через десяток проектов в Украине вместе со своими киевскими партнерами. Вспоминая об Украине, Гузик рассказывает о развитой “серой сфере”, где предприниматели работают легально лишь отчасти, стараясь максимально уйти от налогообложения.
Это запускает эффект домино, продолжает Гузик, когда от налогов уходят почти все. В его родной Польше ситуация иная: все знакомые Гузику предприниматели платят налоги. В Украине же система налогообложения такова, продолжает он, что бизнесмены вынуждены уходить в тень, чтобы сохранить свое дело. Да и государство не всегда добросовестно выполняет свои обязательства перед бизнесом, а то и попросту их игнорирует.
“Поэтому бизнес отвечает государству взаимностью”, - заключает поляк.
Впечатления Гузика подтверждают сухие цифры. Согласно расчетам профессора Линцского университета Фридриха Шнайдера, которыми пользуются в своей работе влиятельные и всесильные Всемирный банк и Международный валютный фонд, доля теневой экономики в Украине бьет европейские рекорды, составив в 2011 году 44,1% от официального ВВП. В то же время Министерство экономического развития и торговли Украины дает свою оценку - 34% от ВВП за 2011 год.
Даже самые приблизительные подсчеты позволяют сделать вывод: из-за самого высокого в Европе уровня тенизации рынка украинский бюджет недополучает миллиарды гривен, необходимые в разгар экономических неурядиц. Шнайдер видит несколько причин украинского теневого “чуда”.
“Основные причины - отсутствие настоящей рыночной экономики, - говорит он Корреспонденту. - Культура взяточничества и кумовство, а не свободная конкуренция диктуют свои условия. Теневая экономика - это способ бизнеса освободить себя от коррупции и давления властей”.
Даже если предприниматель и забудет об ужасающей коррупции - в прошлом году, по оценкам Transparency International, Украина в этом показателе опустилась на 152-е место между Угандой и Таджикистаном - и решит добросовестно отдать государству все полагающиеся налоги, ему придется серьезно попотеть.
Согласно расчетам Всемирного банка, соотечественники тратят на уплату налогов в среднем около 491 часа в год. Даже в соседней Молдове на это уходит более чем в два раза меньше времени - 220 часов, не говоря уже о том, что швейцарцам достаточно 63 часов, чтобы выполнить все необходимые формальности.
Аналитики называют еще одну причину, заставляющую бизнес уходить от уплаты налогов, - использование высокопоставленными чиновниками бюджетных денег на покупку дорогих автомобилей, мебели, отелей, оплату роскошных ремонтов и многого другого.
Наблюдая за тем, как собранные налоги становятся жертвой нецелевого использования, бизнесмены могут считать, что получили моральное оправдание для того, чтобы уйти в тень, полагает основатель и генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital чех Томаш Фиала.
“В зависимости от политической конъюнктуры одним предпринимателям возвращают НДС, в то время как другим - нет”, - добавляет еще один заметный штрих к картине украинской действительности Фиала.
Налоговый ад
В самой дисциплинированной с точки зрения уплаты налогов стране Европы, Швейцарии, уровень теневой экономики достигает 7,9 %. В Австрии, Нидерландах и Люксембурге доля тени также составляет меньше 10 %.
Худший результат в Европе показывает Украина - 44,1 %. Немногим лучше обстоят дела в странах, составлявших когда-то СССР, где доля тени значительно выше среднеевропейской. По мнению Шнайдера, структура теневой экономики и причины ее большого объема для этих государств похожи.
“Нельзя говорить о том, что у Украины есть некий особый фактор, способствующий развитию теневой экономики”, - считает профессор.
Шнайдер использует для своих расчетов уникальную методику, подразумевающую анализ множества факторов, связанных с рынками труда и валюты, в том числе реальный ВВП, количество уплаченных налогов, реальный средний доход населения, а также количество трудоустроенных граждан.
По его данным, у молодых членов Европейского союза - Румынии, Болгарии и прибалтийских государств - доля теневой экономики выше, чем у старожилов ЕС - Австрии, Швеции или Италии.
Также данные Шнайдера фиксируют рост доли теневой экономики в странах Европы с севера на юг - у южных государств он выше. Это совпадает с предположениями тех экономистов, которые считают, что тип культуры влияет на экономические показатели, в том числе и на склонность предпринимателей уклоняться от уплаты налогов.
Причины налоговой дисциплинированности европейцев-северян Шнайдер прежде всего видит в уважении к государству и закону. Его полностью поддерживает сотрудница Института экономического анализа Лариса Буракова.
“Если в обществе есть четкое понимание обязательности уплаты налогов и когда само общество принимает решение эти налоги повысить, чтобы тем самым выполнить какие-то задачи, то высокая налоговая нагрузка не будет для бизнеса сигналом уходить в тень”, - говорит эксперт.
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер уверен, что доля тени в Украине была чрезвычайно высокой с самого первого дня обретения государством независимости.
“В момент, когда страна была в руинах, теневая экономика фактически заменила государственную”, - считает экономист.
В результате, подсчитывают эксперты, из-за высокого уровня тенизации украинской экономики национальный бюджет формально недополучает около трети налоговых поступлений. Это означает, что расходы на здравоохранение, армию и даже пенсионное обеспечение могли бы быть значительно выше.
Правда, если попытаться привлечь эти доходы с помощью простого принуждения предпринимателей, цена подобного решения будет стоить Украине нового кризиса, уверен экономический аналитик Павел Кухта.
Большая часть бизнеса, который сидит в тени, находится там не по своей воле.
“В основном это нежелание делиться информацией с чиновниками ввиду угрозы рейдерства или элементарная невозможность выдержать налоговый пресс в существующем ныне виде”, - говорит Кухта.
Эксперты отмечают: огромный объем теневой экономики Украины - мощный сигнал для правительства и государства в целом о необходимости радикальных изменений не только системы налогообложения и администрирования сбора налогов, но и формата отношений бизнес - государство. Эти цифры также показывают, что в стране достаточно высока деловая активность, чтобы существенно поднять доходы бюджета. И это не считая тех инвестиций, которые подобные изменения могли бы привлечь.
В новейшей истории Украины был период, когда доля теневой экономики начала значительно сокращаться. Согласно расчетам Кухты, это происходило с 2002 года вплоть до кризиса 2008-го. Когда ситуация стала позволять, предприниматели сами начали выходить из тени, потому что легально работать намного проще, уверен аналитик.
Данные Шнайдера также свидетельствуют о некотором улучшении в ситуации с уплатой налогов в Украине - на 5,6 % за последние восемь лет: еще в 2003 году в тени находилась почти половина официального ВВП.
Тенденция к детенизации экономики - общеевропейская. Для сравнения: с 2003 по 2011 год доля тени в среднем по Европейскому союзу уменьшилась с 22,3 % до 19,2 % ВВП. Но процесс был нарушен кризисом 2008 года: даже в законопослушной Европе бизнес на время начал активнее уходить от уплаты налогов, хотя речь шла лишь о десятых долях процента. И уже в 2010-м доля теневой экономики вновь стала стабильно уменьшаться.
На этом фоне ситуация в Украине и других странах СНГ кажется особенно яркой.
Рассуждая о причинах такого лидерства, Фиала сравнивает условия ведения бизнеса в Украине и других европейских странах, в частности на его родине, в Чехии, где доля тени более чем в 2,5 раза меньше украинской. Важным фактором, по его мнению, в этом вопросе является верховенство закона.
“Даже многие крупные украинские бизнесмены, так называемые олигархи, предпочитают украинской юрисдикции европейскую, регистрируя собственность в Европе и выясняя отношения с партнерами в европейских судах и по европейским законам”, - отмечает Фиала украинские реалии.
Работающий фондовый рынок считается ключевым условием для обеспечения прозрачности бизнеса. Он дает возможность законопослушным компаниям привлекать на бирже акционерный и заемный капитал от внутренних и внешних инвесторов.
“Пока у нас не получилось убедить в этом власть, и последние налоговые новации сделают рынок еще менее конкурентным по сравнению, например, с Польшей и Россией, нашими основными конкурентами за инвестиции”, - предупреждает Фиала.
Выйти из сумрака
Корни проблемы уходят глубже, чем может показаться на первый взгляд, убежден Пасхавер, говоря об особенностях украинской истории и национальной ментальности.
“Такова история: украинец не имел государственности, и ему приходилось выживать в чужих государствах и при чужих законах”, - рассуждает экономист. В этом и заключается причина неуважения к власти и законам в Украине, уверен он, а следовательно, размаха теневой экономики.
Причем эксперт скептически относится к возможности решительно исправить ситуацию, так как считает, что нынешняя модель прочно укоренилась в сознании каждого отечественного бизнесмена.
Впрочем, реформы президента Грузии Михаила Саакашвили для многих специалистов служат доказательством обратного.
“Главное, чему учит грузинский пример, - преодолеть можно даже самые застоявшиеся проблемы в самые кратчайшие сроки, - утверждает Буракова, автор книги Почему у Грузии получилось. - Это возможно, если есть мандат со стороны населения и готовность власти активно действовать в необходимом направлении”.
Каха Бендукидзе, бывший министр экономического развития Грузии и один из главных идеологов реформ Саакашвили, называет Корреспонденту три слагаемых успеха детенизации грузинской экономики - значительное снижение налогов, их жесткое администрирование и уничтожение коррупции в фискальных органах. Эти три фактора заставили, казалось бы, недисциплинированных грузин исправно платить налоги.
“Именно высокие налоговые сборы приводили к росту коррупции и теневой экономики во времена [президентства Эдуарда] Шеварднадзе”, - уверяет Бендукидзе.
Среди прочего в Грузии была упрощена процедура подачи налоговой декларации, отменены спонтанные проверки, микробизнес освобожден от налогов. “Чтобы стать таксистом, достаточно приобрести разовое свидетельство”, - приводит пример из грузинской жизни Буракова.
Одним из способов научить население платить налоги стала лотерея по кассовым чекам. На сайте службы доходов достаточно ввести номер чека, чтобы определить выигрыш. После этого грузины сами стали требовать у продавцов оформлять покупку надлежащим образом.
Результат не заставил себя ждать. Согласно данным министерства финансов Грузии, с 2003 по 2007 год объем налоговых поступлений увеличился в 2,7 раза даже с поправкой на инфляцию, а количество зарегистрированных налогоплательщиков за три года увеличилось на 86%.
“Грузинский опыт можно применить в Украине”, - уверен Бендукидзе. С этим согласна и Буракова. По ее мнению, данный подход можно применить везде, где есть такое желание. В нем нет уникальности или специфичности, особенно для постсоветских стран.
Отдельные успехи в этом направлении в последнее время демонстрирует и Украина. В рейтинге Doing Business Всемирного банка страна за год поднялась на 15 позиций, с 152-го на 137-е место.
При этом Украина вошла в десятку государств с наиболее стремительными темпами изменений в лучшую сторону, которые происходят как минимум в трех показателях, измеряемых рейтингом. Официальный Киев активно работает над такими областями, как регистрация предприятий и собственности, а также налогообложение.
Прогнозы Шнайдера тоже положительны: ученый ожидает, что в 2012 году объем теневой экономики Украины уменьшится еще на 0,9% и достигнет показателя 43,2% официального ВВП.
В то же время эксперты предупреждают: худшее, что может сделать власть в такой ситуации, это вынуждать бизнес выходить из тени, не борясь с коррупцией и не меняя систему налогообложения. Это попросту убивает предпринимательство.
“Для власти это означает пилить сук, на котором она сидит”, - заключает Пасхавер.
Другие новости по теме
Корреспондент: Украина стала европейским лидером по объему теневой экономики Украина стала европейским лидером по объему теневой экономики, обогнав весь Евросоюз и даже Россию. Таковы последствия массовой коррупции, всесилия фискальных органов и плохой истории, пишет журнал Корреспондент в свежем номере. |
В администрации президента признали, что объем теневой экономики в Украине составляет 500 млрд грн Первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова заявила, что объем теневой экономики в Украине составляет около 500 млрд грн. |
Доля теневой экономики достигла 36% ВВП Вследствие усугубления кризиса объем теневой экономики Украины в первом квартале вырос на 7 процентных пунктов, до 36% от официального ВВП. Об этом сообщает «Коммерсант-Украина», ссылаясь на предварительные данные Минэкономики |
Главный налоговик страны признал, что в Украине в тени работает 30% экономики Долю теневой экономики Украины глава Государственной налоговой службы Александр Клименко оптимистически оценивает в 30% , сообщает ZN.UA. |
Теневая экономика РФ достигла уровня африканских стран Доля теневой экономики в России достигает 33,7 процента ВВП. Для европейской страны этот уровень чрезвычайно высок. Аналогичная ситуация наблюдается в странах Африки и Пакистане. |