Корреспондент: Трудовой семестр. Как украинские студенты на лето превращались в строителей, создававших инфраструктуру СССР – архив

Корреспондент: Трудовой семестр. Как украинские студенты на лето превращались в строителей, создававших инфраструктуру СССР – архив

30 лет подряд десятки тысяч украинских студентов на лето превращались в строителей, которые возводили школы, фермы и дома по всему CССР. Так страна получала инфраструктуру, а молодежь - солидные деньги, - пишет Валентина Червоножка в № 9 журнала Корреспондент от 8 марта 2012 года.

В начале июля 1962 года с киевского вокзала отправились два необычных эшелона, все пассажиры которых были студентами - 1.370 человек из 11 вузов. Они назывались Первым киевским студенческим целинным отрядом и ехали на север Казахстана. Там ребятам предстояло провести лето, но не на отдыхе, а напряженно работая.

Это были первые киевляне, поддержавшие идею вузовских стройотрядов - дело, начатое московскими студентами в 1959 году. Молодежь ехала в казахстанские степи, на целину, - строить дома, фермы и другие объекты. Все это было нужно тысячам колхозников, которые с легкой руки советского руководителя Никиты Хрущева съехались на целину со всего Союза, распахивали дикую степь, а жили практически в поле.

Молодежь ехала в казахстанские степи, на целину, - строить дома, фермы и другие объекты

Начиная с той первой поездки на целину для десятков тысяч украинских студентов каждое лето до конца существования СССР становилось третьим, трудовым семестром. Они превращались в стройотрядовцев - со своим управлением, снабжением и дисциплиной - и разъезжались по стройкам самых отдаленных уголков Союза. Студенты попадали даже за границу, в страны соцлагеря - Польшу, Венгрию, ГДР.

За лето ребята зарабатывали хорошие деньги - раз в десять больше, чем инженер за месяц. За пять-шесть поездок участник отряда мог получить сумму, позволяющую прицениваться к автомобилю - самой большой роскоши советских времен.

Но и работодатели не оставались в проигрыше - в СССР был дефицит рабочих рук, особенно на селе. А студенты отличались дисциплиной, исполнительностью и брались за самые тяжелые работы.

“Мы не жалели себя, работали не из-под палки, знали, за что работаем. Поэтому никто не считался ни со временем, ни с условиями труда”, - вспоминает Вячеслав Палехин, доцент физического факультета Харьковского национального университета имени Каразина, в прошлом - активный участник студстройотрядов. Вместе с ними он объездил шестую часть мира - от Чукотки на востоке и до ГДР на западе.

Стройотряды стали важной составляющей народного хозяйства. Только на целине ежегодно работали до 50 тыс. украинских студентов . А общее количество стройотрядовцев, трудившихся каждое лето по всему Союзу и соцстранам, порой достигало 600-700 тыс. человек.

Вышли в степь далекую

В начале 1950-экономика Страны Советов еще не оправилась от войны. Хуже всего дела обстояли в сельском хозяйстве, которое оказалось не в силах полноценно кормить многомиллионный Союз. И в 1954 году ЦК КПСС принял постановление О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель.

Дополнительное зерно должны были дать распаханные степи Казахстана, Поволжья и Урала. Туда со всей страны поехали тысячи добровольцев, за пару лет превратившие целину в пашню.

В первые годы степь действительно давала невиданный урожай. Собрать его своими силами целинникам оказалось тяжело, и к делу привлекали всех желающих, в том числе студентов.

Студенты увидели, как они нужны целине, - рассказывает Владимир Клепиков, президент Ассоциации инженеров-электриков Украины. - Потому что каждый раз директора совхозов повторяли: нам нужны жилые дома, школы, животноводческие помещения”.

Пионерами в деле помощи целине стали студенты-физики Московского госуниверситета. Позднее к ним присоединились ленинградцы и киевляне

Ввиду потребности страны в лишних рабочих руках для уборки урожая и строительства, по мнению Клепикова, и возникли студотряды. Он и сам вначале приехал на целину летом 1958 года на “битву за урожай”, а через пять лет вернулся в качестве командира отряда Харьковского политеха.

Пионерами в деле помощи целине стали студенты-физики Московского госуниверситета. Позднее к ним присоединились ленинградцы и киевляне.

В новом деле вузовская молодежь демонстрировала невиданный энтузиазм. Конкурс на вакансию в первом стройотряде из Киева был как в вузе – по два человека на место. В итоге отобрали 1,2 тыс. человек, и еще 170 студентов попали в число целинников обходными путями. Все они мечтали не только помочь сельскому хозяйству, но и набраться впечатлений, а также заработать.

Подготовка к поездке по степени сложности и вовсе походила на самодеятельные сборы в космос. “Мы все собирали сами по нитке, все везли с собой. На каждого студента приходилось по 250-300 кг груза. У нас даже были армейские запасы консервов шестилетней давности”, - вспоминает в разговоре с Корреспондентом Виталий Сокол. В 1962 году он был командиром отряда студентов Киевского института инженеров гражданского воздушного флота, а позже руководил другими студенческими стройотрядами.

Будущие целинники изучали в свободное от учебы время строительное дело, технику безопасности, постигали азы санитарии и гигиены.

Суровая романтика

Казахстан встретил гостей не слишком приветливо. В этом Сокол убедился, попав со своим отрядом в тургайские степи в 600 км от ближайшей железнодорожной станции. Киевлянам доверили строить здесь помещения для зимовки овец.

“На месте не было ни воды, ни еды”, - вспоминает бывший стройотрядовец. Континентальный климат здешних степей тоже был непривычен: днем температура поднималась до +40 °С, а ночью опускалась до +5 °С. Впрочем, ребята не придавали этому особого значения - они запаслись одеялами, теплой одеждой, а вечерами грелись у костра. Тревожило другое: студенты приехали заработать, но больше ждали работы, чем выполняли ее. С подобной проблемой столкнулись едва ли не все участники первого украинского целинного отряда, 1,3 тыс. членов которого разбросали по 311 объектам в 17 совхозах Кустанайской области.

Студенты неделями ждали кирпич или цемент - его не на чем было подвозить: транспорт в первую очередь выделяли на уборку урожая.

Студенты неделями ждали кирпич или цемент - его не на чем было подвозить: транспорт в первую очередь выделяли на уборку урожая. Чтобы не терять времени, стройотрядовцы устраивались комбайнерами и подсобными рабочими. “Работали где только могли, - вспоминает Сокол. - Потому что надо было, приехав, что-то заработать хотя бы на дорогу обратно”. Сам он, к примеру, чтобы вернуться в Киев, продал свои наручные часы.

Впрочем, участники первой поездки не пожалели о том лете. Они привезли домой первый рабочий опыт и массу впечатлений. Сокол вспоминает, что совхоз, в котором ему в 1962-м пришлось работать, был расположен в 180 км от космодрома Байконур, и студентам посчастливилось любоваться эффектными ракетными стартами. А еще бывший стройотрядовец и через 50 лет помнит бескрайнюю степь и тысячные стада сайгаков - местных антилоп, которые волнами разбегались при виде едущего по степи транспорта.

Жесткие рамки

В следующем, 1963 году в стройотрядах на целину из Украины поехали уже 3,1 тыс. человек - к киевлянам присоединились студенты Харькова. Еще через год когорта молодых строителей пополнилась одесситами. А дальше на стройки поехали студенты и из других украинских городов.

Поначалу попасть в стройотряд было сложно. Брали лишь тех, кто хорошо учился (нужно было досрочно сдать летнюю сессию), с опытом работы и службы в армии. Еще один критерий отбора - тяжелое материальное положение: у многих послевоенных студентов отцы погибли, а прожить на 35 руб. стипендии без посторонней помощи было нелегко.

Каждый из ребят перед такой поездкой не только учился строить, но и прививался. Целина была неблагополучным районом: случались вспышки брюшного тифа, сибирской язвы, вирусного гепатита, туберкулеза, различных кишечных инфекций. Поэтому, к примеру, на месте пили только кипяченую воду. Кроме того, к каждому отряду прикреплялся хотя бы один “врач” - студент или аспирант мединститута.

Целина была неблагополучным районом: случались вспышки брюшного тифа, сибирской язвы, вирусного гепатита, туберкулеза, различных кишечных инфекций

Отбор и подготовка роднили отряды с армией. И правила жизни студентов лишь усиливали это родство. Рядовые стройотрядовцы называли себя бойцами, руководство - командирами и комиссарами, которые входили в штабы. Часто отряд имел название и даже форму. Его основу всегда составляли парни - редко встречавшиеся девушки трудились на кухне, штукатурили или работали медиками.

Стройотрядовцы блюли строгий дисциплинарный устав и не менее строгий сухой закон. В конце каждого рабочего дня командиры подводили итоги и распределяли обязанности на завтра. Заработанное делили поровну.

Всем этим студенты выделялись на фоне обычных строителей, также они удивляли окружающих энтузиазмом и работоспособностью.

Со временем стройотряды стали обрастать традициями. Как вспоминал в одной из книг Иван Паранюк, участник и командир отряда студентов КПИ, в последний день работы тех, кто приехал в стройотряд впервые, посвящали в целинники: они должны были выпить водки и поцеловать один из строительных инструментов - кельму. Кроме того, тогда же стройотрядовцы рвали в клочья свою рабочую одежду.

Все шире и шире

Видя, какой размах приобретает студенческое трудовое движение, руководство страны решило его поддержать. В ноябре 1963 года союзный Совмин распорядился: работодатели обязаны обеспечивать стройотрядовцам хорошие условия труда и проживания, возмещать затраты на проезд, выплачивать суточные и зарплату по местным расценкам.

Целинное руководство и местных жителей эти новации не смутили - они ждали помощников с распростертыми объятиями. “Отношение к нам было очень уважительное. Нас ждали и любили”, - отмечает Палехин.

Что неудивительно: студенты не только строили и помогали убирать урожай - почти при каждом отряде они организовывали пионерлагеря для местных детишек, лечили людей, читали лекции, готовили концерты и помогали бороться со стихией - частыми в сухой степи ураганами и пожарами.

Правда, целинные земли быстро истощились, но для студентов работы не убавилось: на селе остро не хватало людей, способных строить фермы, школы и прочее. “Студенты работали в самых глухих точках, куда не хотели ехать обычные рабочие, потому что не было комфорта”, - вспоминает Сокол.

Одним из самых масштабных проектов в стране, к которому приложили руки студенты, стало сооружение оросительной системы в херсонских степях.

В поисках новых мест работы институтская молодежь постоянно расширяла географию поездок. После Казахстана она начала осваивать Тюменскую область, где в конце 1950-х открыли большие месторождения нефти и газа, Камчатку, Чукотку, Дальний Восток, другие регионы Союза и даже соцстраны.

“Заработки были очень хорошие, - вспоминает Палехин, прошедший со стройотрядом Казахстан, Тюмень, Чукотку, а также Польшу и ГДР. - Я практически каждый год привозил более 1 тыс. руб. за полтора-два месяца работы”. Средняя зарплата инженера в стране тогда была 100-120 руб. в месяц.

Работа находилась и в Украине. Одним из самых масштабных проектов в стране, к которому приложили руки студенты, стало сооружение оросительной системы в херсонских степях.

А в 1986 году, после аварии на ЧАЭС, около 7 тыс. стройотрядовцев за лето построили в Киевской области почти семь сотен домов и 1 тыс. других объектов для переселенцев из 30-километровой зоны.

Вузовские стройотряды просуществовали в Украине 28 лет и канули в Лету лишь в 1990-м, накануне распада Союза.

Сегодня бывшие участники студенческих отрядов с ностальгией вспоминают бурную молодость и уверяют, что трудовые семестры дали им не только умение строить. “Это было прекрасной школой организации, - говорит Клепиков. - Я знаю, что только из моего отряда крупными руководителями стал целый ряд студентов”.

***

Этот материал опубликован в №9 журнала Корреспондент от 8 марта 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Другие новости по теме

Эксперты узнали, сколько получают украинские студенты за работу Эксперты узнали, сколько получают украинские студенты за работу
Основной причиной совмещения работы и учебы украинских студентов является дополнительный доход, согласно результатам опроса портала rabota.ua.

45% украинских студентов хотят учиться в Великобритании, - опрос
45,9% украинских студентов хотели бы учится в Великобритании, 23,8%, - в США

Украинские студенты хотят учиться за рубежом, - опрос
Почти половина украинских студентов хотели бы учиться в Великобритании, а четверть - в США

Днепропетровские студенты присоединились к Евромайдану Днепропетровские студенты присоединились к Евромайдану
Студенты Днепропетровского национального университета присоединятся к киевскому Евромайдану, чтобы поддержать своих коллег из других регионов страны.

Молодежь при поиске работы мало рассчитывает на диплом, - опрос
Уровень украинских вузов студенты оценивают как удовлетворительный, но при этом вчерашние выпускники не сильно рассчитывают на свой диплом при поиске работы



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: