Reаниматоры. Украинская анимация впала в кому
Кукловод-энтузиаст. Режиссёр-аниматор Степан Коваль делает свой проект «Моя страна-Украина», однако государство пока заплатило только за четыре серии из 26
Фото: Артур Бондарь
Из занятия профессионалов анимация в Украине превращается в хобби для всех, у кого под рукой компьютер и цифровая камера
«Это собачка?» – глядя на один из рисунков на столе и улыбаясь, интересуется у студентки-первокурсницы корифей украинской анимации 73‑летний Евгений Сивоконь. «Да нет же! – машет руками девушка. – Это лошадка!» У студентов, поступивших в этом году в киевский Университет театра, кино и телевидения на специальность «Режиссёр-аниматор», занятия проходят в крошечной аудитории, где даже десятерым тесно. Старенькие обои на стенах украшены затейливыми и гротескными рисунками шариковой ручкой – результатом чьего‑то приступа вдохновения. В углу пристроился древний рваный чемодан, который, похоже, застал времена Второй мировой войны, компанию ему составляет такая же древняя печатная машинка. Атмосфера творческая донельзя. Первокурсники заняты кто чем – одни рисуют, не успев сделать домашнее задание, другие смотрят мультфильмы на экране мобильного телефона, кто‑то вертит в руках забавную проволочно-тряпичную куклу.
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2010/IVAN0889t.jpg?0.22312027830217235[/img]
Вылетит птичка. На занятиях у режиссёра Евгения Сивоконя (на фото – слева) царит творческая атмосфера. Первокурсник Александр демонстрирует педагогу раскадровку своего мультфильма
Евгений Сивоконь рассказывает Фокусу, что честно предупреждал ребят, когда они ещё были абитуриентами: после выпуска никто работой их не обеспечит, а анимация – очень трудоёмкая профессия, которой нужно долго учиться. «Я старался открыть им глаза, обнажал все подводные камни. Думал, что придёт десяток камикадзе. Получился курс из 15 человек – я не поверил своим глазам! Обычно на курсе учится человек восемь», – говорит режиссёр. Конкурс в этом году был пять человек на место.
На занятии по анимации – жизнерадостные и вдохновенные ребята, наблюдая за которыми, начинаешь подозревать, что разговоры о смерти украинской анимации – преувеличение. Каждый по очереди подходит к преподавателю и предъявляет ему домашнюю работу – раскадровку к короткометражному мультфильму на тему какой‑нибудь народной пословицы. Рассказывая сюжет и описывая своих персонажей, студенты размахивают руками, смеются, спорят. «Я понимаю, что из вас прёт фантазия, но нужно уметь наступать на горло собственной песне», – по‑отечески журит особо эксцентричного юношу Евгений Сивоконь.
Мы её теряем
На международном фестивале анимации «Крок», который месяц назад «проплыл» по Волге и был посвящён студенческим работам, украинцы остались без наград жюри (для участия в конкурсе были отобраны 150 фильмов, из них 20 французских, 19 российских и всего 5 украинских). Отметили только одного молодого украинского аниматора – автор картины «Царевич и тайна волшебной жабки» Наталья Скрябина получила грамоту от министерства образования Татарстана за лучший студенческий фильм для детей.
Это отражает положение дел в украинской анимации, которая, пережив расцвет во второй половине прошлого века, сегодня пребывает в коме.
«Она как бы есть, но её как бы нет. Сейчас у нас в основном делают короткометражные мультфильмы, на которых не заработаешь. Никто не хочет вкладывать в это», – сетует режиссёр-аниматор Олег Цуриков, работавший над знаменитым пластилиновым мультфильмом «Шёл трамвай № 9» и снявший клип «Колискова» для группы «ВВ». По его словам, украинские аниматоры-профессионалы сегодня чаще всего находят себе применение в компаниях, которые выпускают компьютерные игры, занимаются рекламой, работают на зарубежные студии или же уходят в сферы, ничего общего с творчеством не имеющие.
Профессиональные студии, до недавнего времени работавшие над более-менее заметными анимационными проектами, либо пришли в упадок, либо вовсе закрылись.
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2010/IVAN0927t.jpg?0.9587029896646044[/img]
Одной правой. Рисовать раскадровки к будущим фильмам – одно из заданий студентов-первокурсников
Режиссёру-аниматору Владимиру Верещагину восемь лет работы на известной киевской студии «Борисфен», по его словам, стоили веры в человечество. Эту студию, трудившуюся на зарубежных заказчиков, в начале 90‑х создал Виктор Слепцов – по описанию Верещагина, «человек необычный и эксцентричный, эдакий Карабас-Барабас». Ему удалось собрать коллектив профессионалов, обучить молодёжь, организовать работу так, что у студии почти всегда были проекты – на «Борисфене» работали над зарубежными анимационными сериалами, полнометражными мультфильмами и даже создали несколько собственных, отмеченных международными призами. По мнению аниматора, всё изменилось с приездом нового технического директора француза Тома Дигара: со студии стали массово увольняться сотрудники, и через шесть лет, пережив множество скандалов, успешный «Борисфен» прекратил своё существование.
Немногим лучше дела у ещё одной крупной студии – «Укранимафильм», где когда‑то создавалась почти вся отечественная анимация. «Она уже два года не финансируется, там остался директор, бухгалтер, не знаю зачем, сторож и уборщица. Всех остальных уволили», – разводит руками Евгений Сивоконь.
Подтверждает эти тенденции и программный директор фестиваля «Крок» Алик Шпилюк: «Чуть ли не единственный серьёзный мультфильм, снятый в Украине за последние время, это «О, Париж!» Александра Шмыгуна. Он его делал четыре года со страшным напряжением финансовых и физических сил».
Первые из могикан
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2010/IVAN0746t.jpg?0.7753319007466778[/img]
Нет пророка. По словам автора клипа для группы ВВ «Колискова» (кадры из клипа – слева) Олега Цурикова, для аниматоров-профессионалов работы в Украине практически нет
«Украинская анимация держится на энтузиазме людей, которые хотят делать свои фильмы, а не только выполнять редкие заказы со стороны. Плох тот актёр, который не мечтает о своём театре», – говорит Фокусу один из самых известных украинских режиссёров Степан Коваль. Зрителю запомнились его пластилиновые мультфильмы «Шёл трамвай № 9» и «Злыдни». Сегодня Коваль работает над большим проектом – анимационным сериалом «Моя страна – Украина», который финансируется Министерством культуры и туризма. «Финансируется» – это громко сказано», – вздыхает режиссёр. Из 26 запланированных серий на студии «НоваторФильм», где работает команда Коваля, уже сделано почти 12 эпизодов, государство же оплатило производство только четырёх из них. Фактически авторы сериала вкладывают в создание проекта собственные деньги, которые зарабатывают, делая «халтуру».
«Наверное, пока одно из немногих светлых пятен – это мои студенты», – отмечает Евгений Сивоконь, которого многие называют последним большим мастером. Его первокурсники относятся к своим перспективам со свойственным 17‑летним людям оптимизмом, не забывая, впрочем, и о финансовой стороне дела. «Хочется создавать что‑то прекрасное, ведь есть столько идей! А достать деньги – не самое сложное. Нужно искать нормальных спонсоров, от госзаказа у нас ничего не дождёшься», – на бегу между парами деловито рассказывает Фокусу первокурсница Ксюша.
Тем не менее украинские мультфильмы всё равно появляются, правда, чаще всего создают их любители. Анимация для них – не профессия, а увлечение. С помощью компьютера, цифровой камеры и специальных программ они создают незамысловатую, но симпатичную флэш-анимацию, а зрителей легко находят в интернете.
«Мне кажется, сегодня очень важны известность, имя. У человека, прославившегося в сети артхаусными фильмами, уже есть солидный капитал», – считает 17‑летний студент-аниматор Александр. Кстати, после окончания вуза он мечтает снять полнометражную анимационную биографию князя Данилы Галицкого.
Культфильмы
5 самых известных украинских мультфильмов последнего десятилетия
«Шёл трамвай № 9» (2002),
реж. Степан Коваль. Гран-при МКФ «Крок», «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, призы зрительских симпатий МКФ «Молодость», МКФ «Фантош», «Серебряный дракон» на МКФ в Кракове, приз за пластическое решение на МКФ в Хиросиме.
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2010/tramvaut.jpg?0.8355797896213808[/img]
Next (2003),
реж. Анатолий Лавренишин. Призы за лучшую анимационную работу на фестивалях Etiuda&Anima (Польша), Bimini (Латвия), дипломы фестивалей «Молодость», Ohne Koh (Австрия).
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2010/Next1t.jpg?0.1189781582635775[/img]
«Засыпает снег дороги» (2005),
реж. Евгений Сивоконь. Премия за лучший анимационный фильм фестиваля короткометражных фильмов в Клермон-Ферране (Франция).
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2010/sneg-orig1t.jpg?0.6268942988679653[/img]
«Пьеса для трёх актёров» (2005),
реж. Александр Шмыгун. Приз в категории «Фильм‑дебют» на МКФ «Крок», приз зрительских симпатий на фестивале короткометражного кино в Сан-Паоло (Бразилия).
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2010/threeIactorst.jpg?0.5242013059648003[/img]
«Блуждая между» (2005),
реж. Анатолий Лавренишин. Приз за лучший фильм на КФ «Золотой лев» (Львов), приз за лучший фильм на МКФ The End of Pier (Великобритания).
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2010/blujdayaImejdut.jpg?0.29828288524102836[/img]
Ирина Навольнева, Фокус
Другие новости по теме
Названы победители фестиваля анимационных фильмов Крок-2009 Гран-При ХVI Международного фестиваля анимационных фильмов Крок-2009 и денежную премию в $5 тыс. выиграл фильм Лили эстонского режиссера Рихо Унта |
Сегодня из Киева в Одессу «отплывает» фестиваль Крок В понедельник, 28 сентября, стартует ХVI Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок-2009», местом проведения которого станет теплоход «Зірка Дніпра» |
Впервые на кинофестивале Молодость пройдет Ночь швейцарских короткометражек Впервые на Международном кинофестивале Молодость, который пройдет 20-28 октября 2012 года в Киеве, будет презентована программа швейцарского кино. В нее войдут: показ фильма Аппассионату, концерт швейцарской пианистки украинского происхождения Алены Черни и Длинная ночь швейцарских короткометражных фильмов. |
Гран-при Молодости получил фильм Счастье мое 31 октября были названы победители юбилейного Киевского международного кинофестиваля «Молодость» |
Названы победители Манхэттенского кинофестиваля Названы победители Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов-2010 |