Враги поневоле. Война разделила культуру Донбасса

Враги поневоле. Война разделила культуру Донбасса
Спектакль Нам всем одна досталась роль бывшего украинского театра в Луганске наглядно демонстрирует состояние культуры в непризнанных республиках
События на востоке Украины раскололи культуру и искусство Донбасса.

Труппа Луганского областного украинского музыкально-драматического театра раскололась два года назад вовсе не по творческим разногласиям, а по политическим, пишет Никита Пидгора в №16 журнала Корреспондент от 22 апреля 2016 года.

Часть коллектива после начала войны на Донбассе выехала из новообразовавшейся непризнанной республики ЛНР в подконтрольный Украине Северодонецк, а часть осталась в Луганске, но уже под новым именем — театр На Оборонной.

Анатолий Яворский, режиссёр луганской части труппы, утверждает, что зрителей у них не стало меньше, а украинский репертуар театра пополнился новыми спектаклями.

Против национального колорита власти ЛНР не возражают, уверяет Яворский.

«Отношение к украинской культуре в Луганске осталось таким же, каким было и до войны, — констатирует режисер. — На премьерах у нас аншлаги. Кстати, мы восстановили старый украиноязычный  репертуар — оперу Кавалер троянди Рихарда Штраусса, спектакль Острів скарбів по Роберту Стивенсону и другие».

Впрочем, и на русском пьес достаточно: Нам всем одна досталась роль, а из новинок — А зори здесь тихие. Обе постановки — на военные темы советских времен.

Хотя о войне думать не хочется, говорит Яворский. После того, как сняли окружение вокруг Луганска сотрудники театра начали возвращаться.  «Так как власть поменялась, у нас были определённые опасения относительно нашего будущего», — вспоминает события недавнего прошлого Яворский.


Враги поневоле. Война разделила культуру Донбасса
Фото АР В Донецке работает много учреждений культуры  [url=http://]

Тем не менее учреждения культуры, как и многие донбасские вузы оказались разделены войной и теперь работают под разными флагами.

В Луганске появился Союз писателей ЛНР во главе с писателями Глебом Бобровым и Фёдором Березиным. Их совместная книга Я дрался в Новороссии издана московским издательством Яуза-пресс в 2015 году в серии Необъявленные войны.

У Владимира Московченко, режиссера  Луганского театра «в изгнании», своя правда, пусть и не окопная. Он хорошо помнит, как с их здания после прихода сепаратистов к власти снимали украинский флаг.

«Под чужим флагом я работать не могу, в отличие от тех, кто остался в Луганске», — говорит Московченко. Тем не менее его волнует  судьба коллег, которые уехали подальше от войны — в Киев, Черкассы, Дрогобыч, Краснодар, Москву и даже Якутию.

Окопный реализм

Бобров и Березин – отнюдь не новые имена в литературе Украины, они местные, донбасские, их книги издавались здесь до войны, но сегодня они позиционируют себя как русских авторов.

Другой писатель и публицист родом оттуда же, но выехавший на подконтрольную Украине территорию Константин Скоркин, считает, что книги его коллег из ЛНР пользовались успехом у российских издателей в своей нише: Березин известен в жанре «боевой фантастики», а Бобров как автор военной «афганской» прозы.

Еще одно яркое имя Донбасса — поэтесса Елена Заславская. Она была известна в украинской литтусовке как ключевая фигура СТАН — крупной литературной группировки, созданной в 1999 году в Луганске. В 2014-м разногласия во взглядах с коллегами по СТАНу на события в Украине заставили её выйти из группы и остаться в ЛНР.

Основная масса авторов,  произведения которых печатают в донбасских сборниках — это обычные провинциальные графоманы. Просто из-за экстремальных условий их творчество обрело некое локальное значение как «свидетельство эпохи»

Писатель Константин Скоркин

«Основная же масса авторов,  произведения которых печатают в донбасских сборниках — это обычные провинциальные графоманы, — не стесняется в определениях Скоркин. — Просто из-за экстремальных условий их творчество обрело некое локальное значение как «свидетельство эпохи».

Война на Донбассе и впрямь дала шанс многим луганским писателям творчески реализоваться. Однако те, кто не обладает талантом, но рассчитывает выехать на популярности темы, будет забыт после короткой минуты славы, уверен эксперт.

По мнению Скоркина, те авторы, которые уехали из Луганска, сейчас находятся в более выгодном положении, поскольку в украинском литературном пространстве много незанятых мест, в отличие от российского.

Перьям «Новороссиии» придётся скорее всего безуспешно толкаться с Захаром Прилепиным,  Сергем Шаргуновым, Эдуардом Лимоновым и прочими звездами.

Своеобразной «ответкой» военной литературе ЛНР журналист Сергей Сакадынский называет книгу Игоря Орла История одного батальона, написанную бывшим бойцом батальона Айдар и изданную в Харькове в 2016 году.

Хотя книга не представляет собой  литературно-художественной ценности, она имеет вес документа, первоисточника.

Пока говорили пушки, – лиры луганской культуры не молчали и тоже вступили в баталию — в театральних труппах разгорелась борьба за власть. По словам Яворского, с началом боевых действий тогдашний директор музыкально-драматического театра Михаил Кошевой «выкрал печать и документы».

«У Кошевого был приказ из Киева о переезде театра, который он и выполнил, — даёт свою интерпретацию событий Московченко. — Это дало нам возможность продолжить работу уже на освобождённой территории и получить деньги из казначейства».

Когда началось вооружённое противостояние,  часть коллектива высказалась за то, чтобы поставить несколько спектаклей в поддержку  украинской армии, рассказывает он. Однако в то время в луганский театр наведывались вооружённые люди.

«Я никак не могу идентифицировать их как луганчан – произношение, общение и незнание нашей топонимики выдавало в них россиян», — говорит Московченко.

И тогда директор и худрук, дабы избежать агрессивного внимания со стороны сепаратистов решили  перестраховаться и сами сняли с храма Мельпомены украинский флаг.

Режиссер театра в Северодонецке признаётся, что несмотря на эти события, с колегами у них сохранились человеческие отношения. «Я созваниваюсь с теми, кто уехал в Украину, разные политические взгляды не разделили нас, — отмечает он. — Мы считаем, что надо налаживать культурные мосты, ведь люди хотят жить, а не воевать!»

Шатуны плохих танцоров

На оккупированных территориях начала формироваться своеобразная культурная реальность, о которой сегодня мало что известно. «Украинская и российская культура живут каждая в своём мире, и сегодня эти миры антагонистичны, — считает луганский журналист Сергей Сакадынский. — Культурная же реальность «ЛДНР» ещё не нашла своих интерпретаторов».

Музыкальный критик Александр Нечай называет состояние культуры непризнанных республик удручающим.

«Последние два года не получилось как-то пронаблюдать какой-то электронный продукт или пост-рок-группу [современные жанры] «оттуда». Сделаю предположение, что там остановилось время, — говорит он. — У музыкальных коллективов в  Украине и Европе шансов намного больше».

Яркий пример тому грув-металлическая группа Jinjer из Горловки, которая сейчас котируется в Восточной Европе. Или луганский электронщик Oil Texture (Виталий Лебухорский), который участвует в международных фестивалях экспериментальной электронной музыки и издаётся на иностранных лейблах.

Донбасс и до конфликта был донором творческой интеллигенции для Украины и России, напоминают эксперты. Война лишь катализировала процесс «исхода» талантов с территорий АТО.

Вроде как работают театры и филармонии, что-то происходит. Другой вопрос, что всё это, на мой взгляд, больше похоже на имитацию культурной деятельности, санкционированной властями

Музыкант Андрей Сотников 

Однако говорить о полном отсутствии культуры в Луганске и Донецке некорректно, полагает музыкант Андрей Сотников. «Вроде как работают театры и филармонии, что-то происходит, — рассказывает он. — Другой вопрос, что всё это, на мой взгляд, больше похоже на имитацию культурной деятельности, санкционированной властями».

По его словам, билеты на различные культурные события распространяют профсоюзы, заполняя залы на концерты в основном российских гастролёров — таких, например, как Чичерина.

В «ЛДНР» свои ценности — прославление «старшего брата», сила, способность устрашать,  - считает Виталий Симоненко, лидер группы Simon Stone, родом из Луганска

Хотя сравнивать культурную ситуацию в Украине и на территории непризнанных республик некорректно. «Это всё равно, что сравнивать куст живой брюссельской капусты с бочкой мёртвой квашенной белокочанной, — полагает  Саша Пролетарский, обозреватель журнала ШО. — Там нет воздуха сейчас вообще».


Враги поневоле. Война разделила культуру Донбасса
Фото Vova Disorder Вырвавшись из Донбасса, горловская группа Jinjer покоряет Европу   [/url]

Оккупированные территории, по его мнению, представляют собой какую-то мифическую грязную мамлеевскую воронку с шатунами в виде Чичериной, Вадима Самойлова (экс-Агата Кристи) и группы 7Б», - цитирует советского писателя-модерниста Юрия МамлееваПролетарский.

В этом эксперт видит и позитивную сторону. Пик культурного противостояния Украины и непризнанных республик уже пройден, и теперь стоит ожидать частых коммерческих визитов в непризнанные республики тех, кто вне политики.

«Может быть, качество музыкального материала возрастёт, и смещение приоритетов движения как-то изменится в сторону Европы», — прогнозирует Пролетарский.

Донецкий журналист Рамиль Замдыханов не поддерживает сравнение «ДНР» с «воронкой». По его словам культурный Донецк живет специфической, но полноценной жизнью — музеи, театры и филармония открыты. И на их сценах выступают не только заезжие российские звезды.

Так, в Донецк приезжала американская классическая  пианистка украинского происхождения Валентина Лисица.

Возможность культурной интеграции Донбасса в украинскую действительность журналист оценивает скептически и связывает её напрямую с будущим политическим решением военного кризиса.

***

Этот материал опубликован в №16 журнала Корреспондент от 22 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Другие новости по теме

Донбасские театры приедут с гастролями в Россию Донбасские театры приедут с гастролями в Россию
Поддержка театральных коллективов из Донбасса оказывается впервые, пояснили в Минкульте РФ.

В Черкассах актеры театра прервали выступление, чтобы сообщить о задержке зарплаты В Черкассах актеры театра прервали выступление, чтобы сообщить о задержке зарплаты
Актеры Черкасского областного театра вынужденно прервали спектакль, чтобы заявить о задержке выплаты зарплат.

Мнение: Квоты украинской культуре не помогут Мнение: Квоты украинской культуре не помогут
Pianoboy Дмитрий Шуров - о том, помогут ли нашим артистам квоты на украинскую музыку в эфире.

После двух месяцев войны украинской власти нет на подавляющей территории Донбасса - эксперт После двух месяцев войны украинской власти нет на подавляющей территории Донбасса - эксперт
Лучшего плана по мирному решению конфликта на востоке, чем предложил Порошенко, на сегодня нет. Два месяца, за которые пытались решить вопрос военными методами, результатов не дали, сказал политолог.

Директор Большого театра Иксанов покидает свой пост Директор Большого театра Иксанов покидает свой пост
Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов уходит в отставку, об этом сообщают российские СМИ, ссылаясь на источники в министерстве культуры России. Источник в правительстве России подтвердил Би-би-си, что такое решение готовится.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: