Корреспондент: Интервью с Дуайтом Роденом, постановщиком Великого Гэтсби

Корреспондент: Интервью с Дуайтом Роденом, постановщиком Великого Гэтсби
Дуайт Роден (слева) давно сотрудничает с украинским артистом балета Денисом Матвиенко
За две недели до мировой премьеры балета Великий Гэтсби в кассах не осталось ни одного билета.

Хореограф Великого Гэтсби Дуайт Роден рассказал Корреспонденту, в чём разница между украинскими и американскими танцовщиками, а заодно поделился своей киевской “балетной диетой” — в ней если не бургеры, то вареники, пишет Анна Давыдова в №42 издания от 24 октября 2014 года. 

За две недели до мировой премьеры балета Великий Гэтсби, которая состоится 28 и 29 октября в киевском Дворце Украина, в кассах не осталось ни одного билета — впечатляющий результат. Масштабная международная постановка, собравшая ведущих танцовщиков Украины, США и России, изначально должна была быть воплощена на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга, но в итоге перебазировалась в Киев.

С конца июля в Доме учителя, где размещается Киевский академический хореографический колледж, идут бесконечные репетиции — на износ, с утра до ночи. А за океаном, в Нью-Йорке, с ночи до утра по нашему времени над тем же материалом трудятся артисты именитой труппы Complexions. Её художественный руководитель Дуайт Роден, поставивший более 80 балетов по всему миру, — режиссёр и хореограф Великого Гэтсби.

«Единственная причина, по которой мои танцоры сейчас не в Киеве, — график выступлений Complexions. Но уже скоро они прилетят и мы сможем соединить все части пазла», — с усталой улыбкой рассказывает Корреспонденту Роден, ненадолго вырвавшийся перекусить перед очередным возвращением в зал.

— Вы неоднократно сотрудничали с Денисом и Анастасией Матвиенко, исполняющими в Гэтсби главные партии, но впервые работаете с целым коллективом, преимущественно состоящим из украинских артистов. Чем они отличаются от американцев — в лучшую, в худшую сторону?

— Вам действительно нужен негатив? (Смеётся.)

— Мне нужна правда.

— Что ж, тогда скажу так: по большому счёту негатив проявляется лишь в одном. Есть огромная разница между тем, что значит работать артистом балета в Америке и в Украине.

В США гораздо сильнее ощущается конкуренция. У вас балет финансирует государство. И, попадая в труппу, ты чувствуешь себя защищённым: твоя зарплата гарантирована, у тебя есть работа до конца твоих балетных дней — лишишься её, только вытворив что-то совсем ужасное.

В Америке никаких гарантий нет. Из сезона в сезон необходимо показывать, чего ты стоишь. Если твоя работа не будет удовлетворительной, тебе просто не продлят контракт

В Америке же никаких гарантий нет. Из сезона в сезон необходимо показывать, чего ты стоишь. Если твоя работа не будет удовлетворительной, тебе просто не продлят контракт. Я не хочу сказать, что украинские танцоры воспринимают всё как должное, но в Америке необходимость всеми силами держаться за свою работу ощущается острее.

Хотите верьте, хотите нет, но в сфере искусства вы более защищены. Мы, Complexions, не находимся на госфинансировании. Да, в США есть танцевальные коллективы, которые поддерживаются государством, но их очень мало.

У меня давно своя труппа — в этом году отмечаем 20-летний юбилей. И мы всегда обеспечивали себя сами. У нас есть частные инвесторы, партнёры. Ты должен прийти к ним и, грубо говоря, продать свою программу на новый сезон: «Помогите нам, пожалуйста, сделать те прекрасные вещи, которые мы хотим!». Нужно убеждать, аргументировать: просто так денег никто не даст. И мне кажется, что это очень влияет на то, как танцоры работают.

— То есть, можно сказать, что украинские артисты более ленивые?

— Я бы не сказал ленивые — я бы сказал расслабленные. В Америке привыкли работать энергичнее: мы в постоянном цейтноте, мы можем потерять деньги, а значит, должны закончить проект быстро. Хотя, если честно, я не уверен, что это так уж хорошо. Иногда было бы классно иметь больше времени, чтобы довести работу до совершенства. И тут, в Украине, у танцоров это время есть.

— Что же, у наших танцовщиков нет амбиций?

— Есть. Но у американцев просто более развит дух конкуренции. Вопрос не в лени или отсутствии амбиций — просто у ваших танцоров нет такой настоятельной необходимости постоянно доказывать, что они лучшие.

— Герой романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда всегда стремился к большему, практически к невозможному. Что для вас история Джея Гэтсби?

— Это история о человеке, находящемся в нелучших отношениях с самим собой: ему не особенно нравится то, кем он является. Он добивается богатства и признания, но у его пути к успеху есть и тёмная сторона. Он не унаследовал состояния, всё заработал сам, и далеко не всегда законным способом. Он одинок. Да, для меня это главным образом история об одиночестве.

— Не о любви?

— Где-то и о ней. Но больше об одиночестве — о тоскующем мужчине, который не может быть вместе с той женщиной, о которой мечтает. Такая неудовлетворенная любовь, без взаимности. Его пример — предостережение о том, что желание подняться как можно выше по социальной лестнице может иметь очень темную сторону. Далеко не всегда в конце такого пути тебя ждет счастье.

— Для многих данная история — об американской мечте…

— Да, потому что Джей — американец. (Смеётся.) Но если серьёзно, это история вне времени, и у неё нет привязки к географии или национальности. Я думаю, в наши дни во всех странах люди мечтают примерно об одном и том же. Украина не исключение: люди хотят хорошо себя чувствовать, найти любовь, быть успешными, счастливыми.

— И что же, у каждого такого желания счастья есть та тёмная сторона, о которой вы говорили?

— Нет. Я оптимист. Я верю в настоящую любовь. Верю, что она возможна безо всяких оговорок. Да, в ней всегда заключён какой-то вызов. Да, за неё всегда нужно бороться. Но это не значит, что в любой мечте есть что-то порочное.

— А какой была ваша мечта? Как простой парень из провинциального Огайо стал знаменитым нью-йоркским танцором? Вы ведь очень поздно начали.

— В 18 лет. И у меня на тот момент не было классической базы.

— Неужели такое возможно?

— Да, посмотрите на меня. (Улыбается.) Безусловно, тяжело пришлось. Но у меня были хорошие предпосылки — подходящее телосложение, музыкальность, прекрасная координация. И я постоянно танцевал: каждую пятницу участвовал в «танцевальных битвах» — не профессиональных, любительских, но это было весело и круто. А ещё — дало понимание того, что значит выступать для публики.

Кроме того, я всё время занимался: придумывал собственные танцевальные движения, связки, упражнения. Не могу назвать то, что я делал, хореографией, но это определённо были танцевальные тренировки.

— А вы встречали других таких самородков? Вот пришёл бы к вам 18-летний талантливый парень без образования — стали бы с ним сотрудничать?

— Да, у меня есть такие артисты, и я с ними работаю. Но важно ещё вот что — одержимость танцем. Я был именно таким — одержимым. Однажды на пятничной вечеринке ко мне подошла девушка-балерина и сказала: «Ты так хорош! Ты должен быть танцовщиком!». И она привела меня в балетный класс.

Моя сестра занималась балетом, но я не особенно интересовался её делами. А тут, когда я сам попал в этот мир, мне открылось настоящее волшебство: прекрасно организованные репетиции, дисциплина — всё то, с чем я раньше никогда не сталкивался. Подумал: вот чем я должен заниматься! Я очень напряжённо работал — занимался весь день, а вечером шёл на ещё одну репетицию в другую балетную студию.

Я очень напряжённо работал — занимался весь день, а вечером шёл на ещё одну репетицию в другую балетную студию. И это принесло свои плоды. Я очень быстро прогрессировал

И это принесло свои плоды. Я очень быстро прогрессировал — уже через пять лет переехал в Канаду, где стал членом профессионального балетного коллектива. Хотя формально я попал в труппу уже через два года, но, во-первых, это был театр модерна, а во-вторых, они меня взяли не за танцевальные заслуги, а просто потому, что я был мальчиком — мог поднимать девочек. (Смеётся.)

— Когда вы поняли, что можете быть хореографом?

— Я хотел этого с самого начала. Знаете, иногда вы делаете что-то, даже не зная, как это правильно называется. Так было и со мной — я ставил хореографию ещё тогда, когда слова такого не знал. А как только начал профессионально заниматься танцами, сразу же стал спрашивать педагогов: «Можно я буду делать постановку?». Просил коллег-танцоров участвовать в моих номерах. По сути, профессию танцовщика и профессию хореографа я осваивал одновременно.

— Есть мнение, что украинские артисты балета отстали от мировых хореографических тенденций. Вы с этим согласны?

— Не могу говорить обо всех — лишь о тех, с кем работаю. Я бы сказал так: им не хватает практики современных движений. А моя работа, хоть она и основана на классике, несёт в себе очень много заимствований из других сфер — джаза, уличного танца. Чтобы это освоить, нужно быть очень податливым.

— И внутренне открытым?

— Да, это даже важнее всего остального. И ещё должно быть огромное желание сделать что-то большее, превзойти самого себя.

— Тяжело было найти таких людей в Украине?

— Да. Но танцоры, которых мы отобрали, уже сделали огромный рывок вперёд. Между тем, с чего они начали в июле, и тем, где они сейчас, огромная разница. Моя хореография не из лёгких. Она требует классической подготовки, но современной пластики тела, музыкальности, умения сочетать несочетаемое.

— Фактически у Великого Гэтсби три руководителя — вы, Денис Матвиенко и автор музыки, композитор Константин Меладзе. Все — яркие личности со своим авторским видением. Как сработались?

— Мы с Денисом уже не раз сотрудничали и очень близки: можем спорить, но всегда найдём компромисс, который устроит обоих. Денис — великолепный танцовщик. Но танцовщик классический — да, с опытом современной хореографии, только мне хотелось вести его дальше. Дать ему не то, что он уже знает, а то, чего он ещё не пробовал. И второй момент: ему необходимо было по-настоящему перевоплотиться в Джея Гэтсби — сыграть, прожить этот образ. Поэтому перед Матвиенко стояла очень сложная задача — соединить всё это вместе: новые движения, моё понимание музыки и его собственное видение как артиста. Он справился блестяще!

Что касается Константина, то я не был с ним знаком, хотя и знал его работу. Я очень его уважаю, но не могу сказать, что мы работали в такой же тесной связке, как с Денисом. Во-первых, языковой барьер. Преодолеть его нам помогла [продюсер проекта] Алёна Матвиенко — мы общались через неё, и, подозреваю, при переводе она сглаживала какие-то моменты. И в итоге мы находили решение проблемы. Да, не всегда это было легко. Но, с другой стороны, ведь ничто стоящее легко не даётся.

— Вы всегда ведёте несколько проектов. Над чем ещё сейчас работаете, помимо Гэтсби?

— Делая этот спектакль, я поставил ещё один балет для Complexions. Он называется Head Space. Уже состоялась премьера — правда, без меня: я был здесь, в Украине. А сейчас я отправляюсь в Ниццу, где будет премьера балета, который я поставил прошлым летом. Да, мне неинтересно делать только что-то одно. Люблю контрастные проекты.

— Кстати, о контрастах: а как вам контраст между Нью-Йорком и Киевом? И да, я, как и прежде, хочу, чтобы вы сказали правду.

— Нет, не хотите. (Смеётся.) Но если серьёзно, то в целом Киев мне нравится. Да, мне здесь довольно сложно — в основном из-за языка. Когда еду во Францию, то говорю по-французски, как могу. А украинский или русский — эти языки слишком далеки от моей зоны комфорта. Я вообще их не знаю и не улавливаю их внутреннее устройство, как, к примеру, у меня получается с испанским.

Скучаю ли я по Нью-Йорку? Честно говоря, не слишком. Я скучаю по своей собаке. Это девочка, грейхаунд. Её зовут Алли, и она чем-то похожа на балерину — такая элегантная!

-- В последнее время у нас настоящая мода на Нью-Йорк -- даже ваши «фирменные» бублики-бейгли появились. А вам попадался какой-то маленький «кусочек» Нью-Йорка в Киеве?

-- Пожалуй, да – одно заведение в центре с очень пристойными бургерами! Кстати, знаете, а ведь в Нью-Йорке сейчас какой-то настоящий гурме-бургерный бум: кругом бургеры, бургеры и ещё раз бургеры -- именно не как уличная еда, а как часть ресторанной кухни.

-- У нас примерно то же самое.

-- Ну я пока видел только одно такое место. Хотя что мне действительно нравится в Киеве, так это рестораны: действительно очень хорошие! Ну или мне просто везёт.

-- А что вы вообще едите в Киеве? Не один же бургеры.

-- Вареники – отличное кафе, где их подают, расположено как раз через дорогу от места наших репетиций.

-- Не самая балетная диета...

--  Ну так я же больше не выступаю. Мне не нужно носить одежду маленького размера -- уже могу позволить себе побольше! (Смеётся).

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 24 октября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Другие новости по теме

Корреспондент: Па-де-де со звездами. Интервью с хореографом Дуайтом Роденом Корреспондент: Па-де-де со звездами. Интервью с хореографом Дуайтом Роденом
Американский хореограф Дуайт Роден, создатель 80 балетов, а также постановок знаменитых Cirque du Soleil, в интервью Оксане Мамченковой в № 13 журнала Корреспондент от 5 апреля 2013 года, - о настоящем и будущем искусства танца и безграничных возможностях артистов из Украины.

Балет из подполья. Денис Матвиенко готовит для Украины две новые постановки Балет из подполья. Денис Матвиенко готовит для Украины две новые постановки
Корреспондент побывал на репетиции возрождённого балета Radio & Juliet и премьерного Stabat Mater.

Мировая премьера балета Великий Гэтсби в Киеве: фото Мировая премьера балета Великий Гэтсби в Киеве: фото
Премьера балета The Great Gatsby состоялась в Украине 28 октября.

Корреспондент: Призрак Нацоперы. Интервью с украинским танцором Денисом Матвиенко Корреспондент: Призрак Нацоперы. Интервью с украинским танцором Денисом Матвиенко
Украинец Денис Матвиенко, еще недавно - худрук балетной труппы киевской Национальной оперы, а теперь просто артист, танцующий на лучших сценах мира, в интервью Оксане Мамченковой в № 24 журнала Корреспондент от 21 июня 2013 года, - о том, как за пять лет превратить родной театр в ведущую международную площадку.

Мировая премьера балета Великий Гэтсби состоялась в Киеве Мировая премьера балета Великий Гэтсби состоялась в Киеве
Премьера балетной постановки The Great Gatsby прошла в Украине 28 октября.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: