Корреспондент: Трудность бытия. Интервью с мастером эпатажных снимков Борисом Михайловым

Корреспондент: Трудность бытия. Интервью с мастером эпатажных снимков Борисом Михайловым
Фото: Максим Белоусов

Борис Михайлов, харьковский мастер эпатажных снимков, прославивших его на Западе, - в интервью Оксане Мамченковой в № 43 журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 года о стремлении соотечественников к прекрасному, а немцев, британцев и французов - к критическому осмыслению реальности.


Пока большинство нынешних украинских художников только строят планы завоевания мира, их харьковский коллега Борис Михайлов, сделавший себе имя на социальной и художественной фотографии, пожинает плоды своих трудов. Его работы хранятся в коллекциях самых знаменитых музеев мира вроде нью-йоркского МоМА или музея Стеделик в Амстердаме - в собраниях такого уровня произведения других представителей современного отечественного изобразительного искусства за редким исключением отсутствуют.

В активе Михайлова есть и многочисленные награды, в том числе международная премия Хассельблад, получить которую для фотографа так же престижно, как для физика удостоиться Нобелевской премии.


Пристрастие к фотографии появилось у харьковчанина, работавшего инженером на заводе, еще в 1960-х. Тогда же стало понятно, что фиксирование на пленку происходящего вокруг для Михайлова является чем-то большим, чем очередным модным хобби. Ведь вскоре после первой выставки начинающий фотограф был вынужден уволиться с основной работы: руководству не понравилась вызывающая откровенность некоторых снимков. С тех пор, перебиваясь случайными заработками, Михайлов львиную долю времени и усилий отдавал любимому делу.

Полвека стараний, и бескомпромиссный харьковчанин, в чей объектив часто попадают самые неприглядные стороны постсоветской действительности, превратился в самого известного в мире украинского фотографа. Теперь он живет между Берлином и родным Харьковом, а его персональные проекты демонстрируются на ведущих выставочных площадках мира вроде лондонских Tate Modern и The Saatchi Gallery.

Корреспондент созвонился с Михайловым накануне открытия в Харькове большой ретроспективной выставки. Проект под названием Unrespectable будет открыт для посетителей в ЕрмиловЦентре в течение месяца с 7 ноября.

Отвечая на вопросы издания, мастер не раз отвлекался, чтобы прислушаться к советам своей жены Виктории. На протяжении многих лет супруга не только сопровождает Михайлова в путешествиях по миру и помогает вести дела, но и нередко выступает в роли модели или ассистентки во время съемок.

- Почему, в отличие от многих стран мира, где ваши выставки проходят регулярно, проекты в Украине - настолько редкое явление?


- У меня были две-три выставки в Киеве. А в Харькове раньше не было такого большого хорошего помещения. Теперь, когда оно появилось, очень приятно, что здесь можно что-то сделать. Мне интересно было поработать именно в таком пространстве, очень художественном и необычном. А справился я с этой задачей или нет, трудно сказать. Работы находятся там [в Германии], их сложно было перевезти сюда, потому что на это [необходимы] такие деньги, которых нет. Этот [финансовый] минимум тоже определяет выставку и возможности.

- Где ваши работы пользуются наибольшим спросом?

- Спрос во многом зависит от людей, которые тебя представляют. Вот есть какая-то хорошая галерея, она много работает над продвижением, рассылает информацию и так далее. А есть галереи, где ты выступил раз, но вокруг тебя возятся меньше. Все зависит от любви кого-то к этому [моим работам]. Нет никаких специальных раскруток. И в моем случае галереи появлялись уже после выставок с музеях. Кроме того, каждая картинка [фотография] требует своего времени. В Англии принимали хорошо, очень хорошо - во Франции. Когда-то очень хорошо принимали в Финляндии, Швеции, в Польше. А вот в Италии - средне. В Германии есть три галереи, которые показывают [мои фотографии] и предлагают куда-то. В результате в этом году были выставки в серьезных музеях [масштабная ретроспективная выставка Борис Михайлов. Книги. 1968-2012 проходила в этом году в ганноверском музее Sprengel].

- А покупают чаще в коллекции музеев или частных собирателей?

- Чаще - в музеи. [Причина отображена] в названии нынешней выставки - Unrespectable, то есть это нереспектабельно. Такого вроде бы не должно быть в доме - в доме люди обычно хотят какой-то красоты. А тут советский андеграунд, к которому я принадлежал и который работал не на создание красоты, а на какие-то критические варианты осмысления реальности. Нереспектабельность и была одной из основных характеристик того, что я делал. Украинские коллекционеры, кроме [Виктора] Пинчука, лично себе такие картинки не покупают.


Надо понять разницу между коллекционером там и коллекционером здесь. Коллекционер там может работу, которую он купил когда-то, подарить музею. Она необязательно должна стоять у него дома. Он дарит ее в музей: это и престижно, и, может быть, даже выгодно. Поэтому там коллекционеры могут скупать и Unrespectable. Ну а в нашем варианте, скажем, Пинчук покупает и может выставлять [у себя в PinchukArtCentre]. Но в целом так не принято, нет еще этогомомента, что работа необязательно должна висеть дома на стене.

- Сколько стоит самая дорогая ваша работа?

- Я не хотел бы об этом говорить, но цены не выскакивают из разумных рамок, очень далеких от цен международных художников. Если они могут продавать работы по полмиллиона, то в моем случае об этом речь не идет.

- По вашим наблюдениям, как изменилось отношение к фотографии за те полвека, что вы посвятили этому делу?

- Фотография стала ближе к искусству. Художники теперь не только пишут красками, а используют фотографию как личное высказывание. Раньше из-за возможности сделать множество отпечатков одного кадра говорили, что в ней вроде бы нет уникальности. Многие не считали ее настоящим искусством. Сейчас фотография вошла в этот признанный ряд, ее начали коллекционировать и в Лондоне, и в Америке.

- А как на фотографию повлияла доступность фототехники и то, что теперь не только каждый обладатель камеры, но и каждый владелец смартфона мнит себя мастером?

- Любитель иногда имеет более сильные работы, чем мастер. Уникальную вещь может снять обычный человек, потому что сейчас снимают все. Но на самом деле фотографы-любители не отрабатывают глобальных тем, они нечаянно снимают хорошие кадры. Снимая что-то, они в это не углубляются. А мастер есть мастер. Как отличить - не угадаешь. Иногда простая вещь потом вдруг оказывается очень важной.


- У вас никогда не возникало опасений, что Украина, имеющая и без того не лучший международный имидж, покажется увидевшим ваши работы иностранцам совсем уж неблагополучной страной?

- Может быть, наоборот? Украина покажется более благополучной, потому что там можно все сказать. Может, это более серьезное замечание об Украине, чем замечание в духе “ах, как у нас все прекрасно”. Кто же этому поверит, если покажешь какую-то прекрасную вещь? И почему никто не показал эту прекрасную жизнь? Есть она? Если есть, то давайте посмотрим, поговорим.

Сказать, что это [мои фотографии] пасквиль, тоже нельзя. Это часть реальности. Я, например, хотел попасть на какие-то хорошие заводы и поснимать. Но меня не пускают. Хорошие вещи - они закрыты. Когда появится другой человек, такой плейбой, который хорошо общается, то он проберется, возможно, и сделает [что-то позитивное].

- Что думаете о состоянии дел в современном украинском искусстве?

- В последнее время более активной здесь была установка на прекрасное, на веселое. Это связано с тем, что появились новые коллекционеры, кторые хотели украсить свой дом, и художники охотно пошли по этому пути.

- А кто и что должен сделать, чтобы об украинском искусстве узнали за рубежом?

- Этого никто не знает. И потом, не говорю, что так будет, но возможен же такой вариант, что вдруг когда-нибудь окажется, что это украинское направление, которое вроде бы не принято за рубежом, со всей его веселостью, с внутренними разборками, будет более востребовано, чем то, которое востребовано сейчас. Ведь в одно время работает одна идея, одно мышление, в другое - совершенно иное. Поэтому я бы не говорил, что тут нужно что-то специально менять. Украинского искусства действительно нет за рубежом. Но у всех была возможность выйти за рубеж и показаться.

- Вы живете между Харьковом и Берлином. Как отличается ваша харьковская жизнь от берлинской?

- Здесь [в Харькове] более интересно, более понятно. Там все-таки общаюсь чаще с русскими, на моем английском языке глубоко не возьмешь в разговорах. Там видишь очень многое, получаешь удовольствие. А общение - здесь, привычное и нормальное. Я даже стараюсь свою квартиру не менять, чтобы оставалось как было, приезжать в свое состояние.


- Вам должно быть хорошо видно, как меняется Украина.

- Внешне все стало лучше. Харьков очень сильно изменился, чище стало, аккуратнее, другие какие-то взгляды, другие отношения между людьми. Но на самом деле глубинных отношений я лишен. Я не еду в глубину Украины, я не еду в деревню.

В Киеве, например, я немножко посмотрел вокруг - не в самом центре, где туристы, а на периферии города. И там советская жизнь продолжается, только с маленькими изменениями. Нельзя сказать, что психологически сильно что-то поменялось.

- Над чем сейчас работаете?

- Стараюсь понять, где находится фотография сегодня, и увидеть какие-то дыры, как говорит моя жена, белые пятна. В свое время белым пятном была жизнь в Советском Союзе, затем - реакция на эту жизнь. Потом фотография как живопись - еще одно пятно. Ведь фотография не такое старое направление - оно развивается. Теперь появились тысячи фотографов, а значит, нужно искать новый подход. Постоянно находишься в состоянии внутреннего напряжения. Идет поиск героя. Кто он - средний человек, олигарх, банкир? И как его показать? Если хорошо [показать] - скучно, а плохо - неправда.

***

Этот материал опубликован в №43 журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.      

Другие новости по теме

Корреспондент: Дом, который строит Пинчук Корреспондент: Дом, который строит Пинчук
Бизнесмен, филантроп и коллекционер Виктор Пинчук, в интервью Виталию Сычу и Оксане Мамченковой в № 12 журнала Корреспондент от 29 марта 2013 года - о том, где и когда в Киеве появится его музей современного искусства и в какую сумму обойдется этот амбициозный проект.

Болевая тема. Куратор будущей выставки Бориса Михайлова полагает, что некоторые работы фотографа вызовут негодование публики Болевая тема. Куратор будущей выставки Бориса Михайлова полагает, что некоторые работы фотографа вызовут негодование публики
7 и 8 ноября в Харькове состоится комплекс мероприятий, приуроченных к 75-летнему юбилею Бориса Михайлова – легендарного харьковчанина, классика современной фотографии. Накануне куратор выставки U N R E S P E C T A B L E Татьяна Тумасян рассказала о значении выставки для харьковской художественной среды.

Корреспондент: Искусство невмешательства. Интервью с художницей Зинаидой Лихачевой Корреспондент: Искусство невмешательства. Интервью с художницей Зинаидой Лихачевой
Зинаида Лихачева, художница и по совместительству жена главы Администрации Президента Сергея Левочкина, в интервью Оксане Мамченковой в № 8 журнала Корреспондент от 1 марта 2013 года - о том, что первое в ее жизни никак не связано со вторым

Корреспондент: Жил-был пес. Интервью с эпатажным российским художником Олегом Куликом Корреспондент: Жил-был пес. Интервью с эпатажным российским художником Олегом Куликом
Успешный и эпатажный российский художник, уроженец Киева Олег Кулик - о московских протестах, бедах России, обнажении ради искусства и о собственном скандальном перформансе Человек-собака, -в интервью Ирине Илюшиной в № 50 журнала Корреспондент от 23 февраля 2011 года.

Корреспондент: Картина в четыре руки. Интервью с художниками Синтией Марселле и Александром Ройтбурдом Корреспондент: Картина в четыре руки. Интервью с художниками Синтией Марселле и Александром Ройтбурдом
Два художника-звезды, рожденных и творящих по разные стороны земного шара - в Бразилии и Украине, - перед открытием своих персональных выставок в столичном PinchukArtCentre набросали картину современного искусства, ответив на восемь одинаковых вопросов журнала Корреспондент в № 43 от 4 ноября 2011 года.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: