Украинский фильм - фаворит Московского кинофестиваля
Первые лица. Московский кинофест открыл фильм Павла Лунгина «Царь» с Петром Мамоновым и Олегом Янковским, для которого эта роль в кино стала последней
Фото: Предоставлено SOTA Cinema Group
На открывшемся в российской столице Московском международном кинофестивале царят грустные и религиозные фильмы
«Для истинного христианина сверхзадачей является исполнение задачи режиссёра. Принципы отрицательного обаяния когда-нибудь нас погубят. Поэтому я приложил все усилия, чтобы моя игра не отдавала интеллигентским душком отрицательного обаяния» – так в своей обычной полуиносказательной манере прокомментировал собственную игру в фильме «Царь» Иван Охлобыстин. Именно этой картиной российского режиссёра Павла Лунгина («Такси блюз», «Остров») открылся в этом году 31-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). На предпремьерном показе для прессы народ сидел даже на полу – никто не желал пропустить столь громкую презентацию. Впрочем, такой ажиотаж неудивителен – в работе над фильмом в числе прочих принимали участие Пётр Мамонов, Олег Янковский и постоянный оператор Клинта Иствуда Том Стерн.
Один из самых старых киносмотров в мире в 2009-м отмечает сразу несколько юбилеев – 50-летие возобновления кинофестиваля, 20-летие учреждения его главного приза – «Золотого Святого Георгия» и 10-летие медиафорума. Кроме того, в рамках нынешнего ММКФ состоятся и две праздничные ретроспективы – Павла Лунгина и Киры Муратовой. Оба мэтра в этом году отметят круглые даты – 60 и 75 лет.
Сделайте серьёзное лицо
Как это часто бывает с ММКФ, внеконкурсная программа вселяет гораздо больше зрительского оптимизма, чем собственно конкурсная. В основном конкурсе чинно и уверенно расположились Кира Муратова с трагической рождественской сказкой «Мелодия для шарманки» и Карен Шахназаров с экранизацией чеховской «Палаты №6». Остальные 14 фильмов – претендентов на главный приз сняты режиссёрами из Ирана, Венгрии, Италии, Грузии, России, Израиля, чьи имена мало о чём скажут среднестатистическому кинолюбителю. В конкурсе же «Перспективы» – по традиции дебютные картины неизвестных молодых режиссёров. Среди них «Луна» американца Данкана Джонса – замысловатый космический триллер с Сэмом Рокуэллом, который уже успели обвинить в сходстве с кубриковской «Космической Одиссеей: 2001», а также – аниме Есихару Асино «Первый отряд» о борьбе советских пионеров с фашистами.
А вот внеконкурсная программа битком набита именами мирового уровня. Киноманов потешат показами «Белой ленты» триумфатора нынешних Канн Михаэля Ханеке, угрюмого и жестокого «Антихриста» Ларса фон Триера, «Дорогуши» от автора лучшей из всех существующих экранизаций «Опасных связей» Стивена Фрирза, а также ещё целым валом интересных премьер.
Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов прокомментировал такое изобилие сдержанно, но не без явного чувства гордости: «Мы стали работать по законам, по которым работают крупнейшие фестивали в мире, то есть вступили с ними в конкуренцию за премьерные показы фильмов, которые нам интересны. Это осложнило нашу работу, но позволило довольно чётко осознать, на каком свете мы живём».
За первые несколько дней фестиваля зрители и жюри, кроме «Царя» Лунгина, увидели массу других работ и успели составить мнение об атмосфере ММКФ-2009. По версии критиков, сердцевина фестиваля сегодня – не совсем здоровая и массовая озабоченность серьёзными экзистенциальными темами, а у россиян (в основном конкурсе Россия представлена тремя картинами), как всегда в последние годы, в почёте религиозность и богоискательство. Например, фильм из конкурсной программы «Чудо» россиянина Александра Прошкина – это полумифический рассказ, «основанный на реальных событиях», о дерзкой и чересчур жизнерадостной комсомолке, которая решила сплясать с иконой Николая Чудотворца, за что и была покарана – провела несколько месяцев в окаменелом состоянии. В общем и целом вся эта картина сдобрена несколько навязчивыми размышлениями о религиозности русской души – возможно, даже более навязчивыми, чем в лунгиновском «Царе».
«Нам на фестивале не хватало высококачественных комедий, оптимистических картин, которых было совсем мало на Каннском фестивале и, по свидетельствам очевидцев, практически совсем не было в конкурсной программе «Кинотавра». Но ничего не поделаешь, если настроения творческой интеллигенции пессимистические, мрачные и в известной мере безысходные. Мы как могли искали картины, которые хотя бы немного давали надежду человечеству на выживание», – соглашается с оценкой экспертов Разлогов.
Пока чуть ли не единственной картиной, которая более-менее выбилась из общего мрачного строя, стала лента, показанная накануне открытия фестиваля, – «Кадиллак Рекордс» с Эдрианом Броуди, в этом году лично пожаловавшим в Москву. Разбитная и немного хулиганская лента о расцвете эпохи блюза приводит зрителей к самоочевидной, но неизменной истине о том, что музыка – язык универсальный и интернациональный. Однако лучшим комментарием к «Кадиллаку» могут послужить слова одного из персонажей: «Все всех трахают – это и есть блюз!».
Есть что показать
21 июня был представлен фильм от Украины, претендующий на «Золотого Георгия» – «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой. Сама режиссёр из-за болезни не смогла приехать в Москву, так что честь презентовать картину выпала любимице режиссёра актрисе Ренате Литвиновой, а также Олегу Табакову и продюсеру Олегу Кохану. «В своё время Саша Вампилов диагностировал рак совести у советских людей. Вот и в иное время в государстве иной социально-экономической формации Кира Муратова предупреждает о душевной глухоте, о людской разобщённости, которая мне представляется весьма опасной», – описал фильм Олег Табаков, сыгравший одну из главных ролей в «Мелодии». Эта грустная сказка повествует о двух детях-беспризорниках, брате и сестре, которые после смерти матери отправляются на поиски своего отца. Как и следовало ожидать от Муратовой, финал и без того тяжёлой и реалистичной ленты совсем не радостный. «Кира всегда поражает тем, что берёт такие темы. Будучи атеисткой, она добрее и благороднее многих-многих сильно верующих людей», – с чувством заявила Рената Литвинова. Кстати, пронзительности и атмосферности картине добавила также музыка, написанная специально для «Мелодии» российской исполнительницей Земфирой Рамазановой.
«Муратова перемешивает диккенсовскую новеллу с одесским анекдотом, усложняет театрализованный кинобалаган цитатами из литературной и кинематографической классики, щедро приправляет атеистическую рождественскую сказку убийственным чёрным юмором», – считают обозреватели британской службы Би-би-си. По их мнению, украинский фильм – один из наиболее вероятных победителей нынешнего кинофорума. Окончательное решение жюри будет объявлено на закрытии фестиваля в воскресенье, 28 июня.
Стоит посмотреть
Фокус попытался определить 5 самых интересных фильмов ММКФ-2009
1.«Дорогуша»
Режиссёр: Стивен Фрирз
Действие происходит в 20-е годы прошлого столетия. Дотошно стилизованная история любви куртизанки в годах (Мишель Пфайфер) и избалованного женским вниманием юноши по прозвищу Дорогуша.
2.«Белая лента»
Режиссёр: Михаэль Ханеке
Немного необычная для провокатора Ханеке («Забавные игры», «Пианистка») чёрно-белая картина об укладе жизни в маленькой немецкой деревне накануне Первой мировой войны.
3. «Пророк»
Режиссёр: Жак Одияр
Реалистичный и слегка надрывный рассказ о нелёгкой судьбе арабского паренька, угодившего во французскую тюрьму, где ему довелось столкнуться с невероятной жестокостью и беспределом.
4. «Париж! Париж!»
Режиссёр: Кристоф Барратье
Трогательная, серьёзная и смешная одновременно картина о трёх отчаянных французских актёрах, решивших в 30-х годах захватить силой концертный зал, в котором они когда-то выступали.
5. «Лай чёрных псов»
Режиссёр: Мехмет Бахадир Эр
Турецкая вариация на модную нынче тему о губительном влиянии преступности на молодые неокрепшие умы. Два главных героя вопреки своим мечтам угождают в лапы мафии.
Ирина Навольнева
Другие новости по теме
Шик без блеска. Лучшие фильмы Московского кинофестиваля На 32-м Московском международном кинофестивале состоится первый в истории этого мероприятия показ в формате 3D, а за звание лучшего фильма будут бороться 17 картин |
На Роттердамском кинофестивале покажут все фильмы Киры Муратовой На 42-м Международном Роттердамском фестивале покажут все фильмы украинского режиссера Киры Муратовой - это станет ее первой ретроспективой за пределами России и Украины. |
Награждены лауреаты Московского кинофестиваля Гран-при 31-го Московского международного кинофестиваля присужден картине «Петя по дороге в царствие небесное» режиссера Николая Досталя |
Московский кинофестиваль откроет премьера от Клода Лелуша В основной конкурс 32-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ), который пройдет с 17 по 26 июня, в этом году войдет 15 картин |
Фильм Муратовой представит Украину в основном конкурсе Римского кинофестиваля Новый фильм украинского режиссера Киры Муратовой Вечное возвращение. Кинопробы попал в основной конкурс седьмого Римского кинофестиваля, который пройдет в столице Италии с 9 по 17 ноября 2012 года. |