Корреспондент: Киев неизвестный. Во что хотели превратить город сталинские архитекторы

Корреспондент: Киев неизвестный. Во что хотели превратить город сталинские архитекторы

Сталинские архитекторы хотели превратить Киев в город гигантских площадей и величественных зданий. Эти идеи провалились, оставив на память о себе лишь небольшую часть осуществленных проектов, - пишет Дмитрий Громов в рубрике Архив №31 журнал Корреспондент от 12 августа 2011 года.

С середины 1930-х годов Киев стал полигоном для развития монументального стиля советской архитектуры, который обычно связывают с тогдашним руководителем СССР Иосифом Сталиным.

Подобной чести город удостоился за то, что в июне 1934 года сюда из первой столицы УССР, Харькова, переехало партийное и советское руководство, сделав древний город новым центром Советской Украины. Подобный высокий статус выдвигал особые требования к Киеву, хотя и сохранившему очарование старины в виде храмов, однако в остальном - архитектурно провинциальному.

Для придания Киеву шика, полагающегося одному из главных городов государства рабочих и крестьян, власти призвали целую когорту лучших архитекторов из Москвы, Ленинграда и Харькова, не забыв и о местных талантах. Этих людей пригласили, чтобы спроектировать и создать в центре столицы Украины грандиозную правительственную площадь со 100-метровой статуей основателя СССР Владимира Ленина, а также целый комплекс зданий госорганов и гостиниц.

Для придания Киеву шика, полагающегося одному из главных городов государства рабочих и крестьян, власти призвали целую когорту лучших архитекторов из Москвы, Ленинграда и Харькова, не забыв и о местных талантах.

Впрочем, одним лишь этим фантазия властей не ограничивалась - старый город собирались преобразить новыми площадями, транспортными развязками и другими объектами.

Основным архитектурным стилем обновленной украинской столицы должен был стать так называемый сталинский ампир. Это величественное сочетание античности и русского классицизма, который советский писатель Всеволод Иванов назвал Возрождение Рима.

Подобный симбиоз выражался в невероятной помпезности зданий и ансамблей, что нравилось тогдашнему руководству страны. И именно в этом стиле создавалось большинство проектов, которые предоставили архитекторы на суд руководства республики и города. Среди них были по-настоящему оригинальные идеи.

Так, на месте нынешней площади Леси Украинки должен была появиться, если верить генплану 1935 года, аналог знаменитой округлой парижской площади Звезды с Триумфальной аркой в центре, от которой во все стороны расходились бы 12 лучей-проспектов.

На месте нынешней площади Леси Украинки должен была появиться, если верить генплану 1935 года, аналог знаменитой округлой парижской площади Звезды с Триумфальной аркой в центре, от которой во все стороны расходились бы 12 лучей-проспектов

Также был утвержден проект Правительственной площади, разработанный Иосифом Лангбардом, известным советским зодчим, создавшим облик современного Минска. Он был сторонником вертикальных архитектурных решений, считал, что "вертикальное положение олицетворяет жизнь, бодрость и силу, оно противостоит тяге к земле". На месте нынешней Михайловской площади Лангбард планировал "поднять" к небу колонны настоящего древнеримского форума, состоящего из ряда правительственных зданий.

Зодчие 1930-х не забывали и о простых людях. В городе планировали построить множество транспортных развязок, различных лестничных переходов из верхнего города к набережной Днепра, виадуки, дублирующие узкие центральные улицы, и многое другое. Причем архитекторы трудились не покладая рук - на каждый реконструируемый или создаваемый объект приходилось по 30-50 проектов.

"Это был кладезь высококлассных решений", - говорит Борис Ерофалов-Пилипчак, автор книги Архитектура советского Киева. Однако масштабной перестройки не получилось, подавляющее большинство идей так и осталось на бумаге. Причин тому было несколько.

На месте нынешней Михайловской площади Лангбард планировал "поднять" к небу колонны настоящего древнеримского форума, состоящего из ряда правительственных зданий

Во-первых, инстанции, курировавшие работы, были просто завалены огромным числом предложений, и быстро оценить их оказалось сложно. Во-вторых, часть проектов требовали колоссальных денежных вложений, а на это власти идти не хотели. И в-третьих, большая конкуренция между архитекторами привела к целой волне критики, в которой часть идей просто утонула.

Например, на Правительственной площади Лангбарда успели возвести лишь здание Центрального комитета Компартии Украины - сегодня там располагается МИД. Да еще снесли под будущие строения Михайловский собор. Дальше дело не пошло, потому что коллеги в пух и прах разгромили идеи заезжего архитектора.

Свою ложку дегтя добавил даже известный украинский кинорежиссер Александр Довженко. "Ошибка допущена в самом проекте, - заявлял тогда он. - В нем чувствуется, прежде всего, неглубокое изучение местности".

Единственным относительно целостным ансамблем в сталинском стиле стал Крещатик, отстроенный на месте разрушенных во время немецкой оккупации зданий

Единственным относительно целостным ансамблем в сталинском стиле стал Крещатик, отстроенный на месте разрушенных во время немецкой оккупации зданий.

Весь размах, изящество и устремленность ввысь советского ар-деко, как охарактеризовал этот стиль Ерофалов-Пилипчак, остались лишь на чертежах и эскизах

***

Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от12 августа 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Другие новости по теме

Власти разработают проекты праздничного освещения в центре Киева Власти разработают проекты праздничного освещения в центре Киева
Прокуратура Подольского района города Киева возбудила уголовное дело в отношении директора КП Житлоинвестбуд-УКБ, в результате служебной халатности которого уничтожены зеленые насаждения площадью почти 0,5 га (ч. 1 ст. 376 УК Украины) на сумму 75 тысяч гривен.

Мы его теряем. Корреспондент представил десять архитектурных потерь, которые понес Киев Мы его теряем. Корреспондент представил десять архитектурных потерь, которые понес Киев
Журнал Корреспондент представил десять архитектурных потерь, которые понес Киев в течение последних 100 лет. Главными разрушителями украинской столицы в этот период стали тоталитарный режим, война и бездушная бюрократия.

В Кишиневе установили памятник жертвам советской оккупации
На центральной площади Кишинева установлен мемориальный камень «в память жертв советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима»

Корреспондент представил десять киевских зданий, которые находятся на грани разрушения Корреспондент представил десять киевских зданий, которые находятся на грани разрушения
В своем свежем номере издание Корреспондент представляет десять памятников архитектуры Киева, которые находятся на грани разрушения.

В Киеве прошла акция в защиту Гостиного двора на Подоле В Киеве прошла акция в защиту Гостиного двора на Подоле
26 мая на Контрактовой площади Киева молодежь провела альтернативный День города - акцию в защиту Гостиного двора.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: