Корреспондент: Создатель уникальных музыкальных инструментов

Корреспондент: Создатель уникальных музыкальных инструментов
16-летняя дочь Вадима Викснина одна из немногих музыкантов, кто виртуозно играет на казацком торбане
Киевлянин Вадим Викснин возрождает и реставрирует уникальные и давно забытые музыкальные инструменты.

Из его мастерской они расходятся по всему миру, пишет Руслан Иванов в №41 журнала Корреспондент от 17 октября 2014 года.

Мастерская Вадима Викснина расположена прямо в его квартире в одной из высоток спального района Киева. На столах и стенах — инструменты разной степени готовности. На полках — флаконы с лаком, в гостиной — старинное нерабочее пианофорте. На инструменте пока нет половины клавиш — это работа на ближайший месяц. А в прихожей — с десяток гитар.

«Не обращайте на них внимания, — говорит 51-летний мастер. — Люди знают, что я занимаюсь музыкальными инструментами, вот и приносят ненужные им — вдруг для дела пригодятся».

Эксклюзивный товар мастера — аутентичные народные инструменты: кобзы, цимбалы, гудки, столовые гусли, цитола, донской рылей, колёсная лира. Особая гордость — возрождённый из полного забвения казацкий торбан, на котором любил играть гетман Иван Мазепа.

Изготовленные Виксниным инструменты знают во всем мире — они есть у музыкантов Европы, Америки и Австралии. На корпусе каждого указано имя мастера, год и порядковый номер.

Счёт старинных народных инструментов, созданных киевлянином, пошёл на четвёртый десяток. А скрипки своего производства местный Страдивари даже не считает.

Потомственный скрипичный мастер начинал карьеру ещё в СССР и успел сменить множество специальностей, от работника мебельной фабрики до преподавателя музыки.

Викснин с улыбкой демонстрирует Корреспонденту запись в своей трудовой книжке того периода, поставленную ему в «самом суровом» российском городе — Челябинске: «Уволен переводом из сантехника 3-го разряда в настройщики музыкальной школы».

Первая скрипка

Увлечение Викснина музыкой началось в мастерской отца, тоже скрипичного мастера. К восьмому классу юноша уже самостоятельно мог сделать из фабричной скрипки эксклюзивный инструмент, сняв с неё лак, разобрав до щепки и собрав заново в новом качестве. Пара десятков таких изделий до сих пор звучат в уральских музыкальных школах.

В десятом классе подмастерье создал с нуля свою первую скрипку, и это окончательно определило его дальнейшую судьбу. Окончив музыкальное училище в Челябинске, он переехал к родителям в Запорожье, где пошёл работать настройщиком, продолжив заниматься любимым делом.

Со временем Викснин нашёл более высокооплачиваемую работу на мебельной фабрике, но дело всей жизни не забросил.

«Однажды ко мне пришел знакомый и сказал: «Нужна колёсная лира, а если получится, то пять», — вспоминает мастер.

Этот средневековый язычковый инструмент, напоминающий гитару с ручкой и клавишами и звучащий как симбиоз органа и волынки, стал первым крупным заказом, благодаря которому Викснин смог оставить работу на фабрике.

Вскоре он стал известен сразу на нескольких континентах как автор народных инструментов, большинство из которых продаются за границу. В Украине практически нет интереса к аутентичным лирам и кобзам, за которые Викснину дают от $ 500 и от $ 700 соответственно.

«Хороших ребят много [среди соотечественников, играющих на них], но они собрались, склепали себе бандуры, ничего не учитывая, просто потому что инструмент нужен прямо сегодня», — рассказывает он.

Впрочем, на цитоле (прообразе гитары) Викснина играет известный украинский гитарист в стиле фламенко Константин Красноухов, художественный руководитель украинского театра музыки и танца Дуэнде фламенко.

«Когда я заказывал у него цитолу, приходил к нему, играл на гитаре, и он знал, какое звучание мне нравится, какой звук нужен именно мне, — вспоминает музыкант. — Но то, что он сделал, превзошло все мои ожидания».

По мнению Красноухова, инструмент, изготовленный Виксниным, звучит необыкновенно и неожиданно.

«В процессе изготовления он приходил, смотрел наши проекты и всё это воплотил в инструменте», — рассказывает виртуоз испанского стиля.

На раритетах киевского скрипичного мастера играют также московский ансамбль Казачий круг, харьковский этноансамбль Ойра и украинский фолк-музыкант Роман Макогон.

Живая музыка

К Викснину время от времени приходят люди, которые просят научить их делать инструменты. Но далеко не все готовы постигать секреты искусства, чтобы создавать звучащие шедевры. Ведь некоторые тайны ремесла граничат с мистикой и многим могут показаться экстравагантными. К примеру, мастер начинает делать инструмент в новолуние, а оканчивает и обыгрывает только в полную луну.

«Доска — всё равно что живое дерево, в нём бегут соки, — объясняет чародей звука. — В полнолуние они бегут сильнее. Это как у травников собирать вершки в один период, а корешки — в другой».

Как будто давая своим принципам музыкальное подтверждение, мастер просит свою дочь Марию Викснину взять пару аккордов на торбане, украинской разновидности лютни. Несколько прикосновений к струнам, и по комнате разносятся чарующие звуки, которыми 300 лет назад наслаждался гетман Мазепа, а последние лет 100 практически никто не слышал.

Последний такой инструмент был утрачен ещё во Вторую мировую войну. Однако сохранились его описания, рисунки и чертежи, по которым ему удалось воссоздать торбан

Последний такой инструмент был утрачен ещё во Вторую мировую войну, да и то к тому моменту на нём уже никто не умел играть, утверждает Викснин. Однако сохранились его описания, рисунки и чертежи, по которым ему удалось воссоздать торбан.

«Я был поражён, что такой шикарный классический инструмент — наш, родной, украинский», — восхищается он, оценивая новое воплощение торбана в $ 3.000.

И это стоимость одних только материалов — палисандр, чёрное дерево, слоновая кость.

Викснина играла на нём семь лет на различных концертах, но однажды в киевском Доме органной музыки инструмент отказался играть — девушке чудом удалось закончить композицию.

«Это же православный инструмент, а играли на нём в костёле. Вот «мужик» и не выдержал», — шутит его создатель.

Викснин не планирует восстанавливать уставший торбан, говоря, что тот прожил короткую, но яркую жизнь: в 2007-м успел родиться и сразу же сняться в документальном фильме о Мазепе Символ, а потом поучаствовать во многих концертах. Для Викснина настоящая трагедия, когда редчайшие инструменты приходят в негодность.

«У нас в Пирогове [Национальном музее народной архитектуры и быта Украины] потрясающая коллекция музыкальных инструментов. Но она умирает», — сожалеет мастер.

Специалист предлагал администрации музея привести в порядок их фонд, причём за символический оклад — 700 грн в месяц, однако трудовые отношения так и не были оформлены. Руководство музея, по словам Викснина, настаивало, чтобы он попутно занялся и реставрацией музейных хат.

Последний из кобзарей

Заказы на музыкальные инструменты у Викснина расписаны на ближайшие полтора-два года, большинство из них — для россиян. Но планы струнного инженера и его заказчиков нарушила война.

«Я вдруг из обычного мастера превратился [для некоторых российских клиентов] в бандеровца, возмущается Викснин. — Оппонентам я тогда ответил, что в таком случае им придётся смириться с тем, что истинных бандеровцев можно вырастить только в Челябинском музыкальном училище».

Многие просто боятся приезжать за уже готовыми инструментам в Украину. В мастерской уже несколько месяцев лежит готовый донской рылей — разновидность колёсной лиры, которую донские казаки считают своим народным инструментом.

Мастер в ответ наотрез отказался от перспективного предложения преподавать игру на торбане в Московской консерватории. Однако самого Викснина всё чаще гложет мысль уехать из Украины. Мол, здесь хорошие инструменты мало кому нужны, и его перспективы как профессионала весьма туманны. К тому же отопительный сезон в стране под угрозой, а для его работы это важнейший фактор риска: инструменты могут просто не пережить зиму.

«Друзья ругают меня, зовут в Германию, Францию — там много работы по настройке и очень ценятся инструменты, которые я делаю, — вздыхает Викснин. — Но все мои предки были связаны с Украиной, да и из старой школы украинских скрипичных мастеров я остался один. Так что пока не решился».

Кроме того, он надеется, что рано или поздно в государстве всё наладится, и сам даёт рецепты выхода из кризиса.

«Сейчас говорят, что нужно в первую очередь поднять экономику. А я считаю, что нет, — рассуждает Викслин. — Дайте музыкантам жить хорошо, и они своей музыкой вымолят у бога хорошую жизнь для страны. Западные музыканты хорошо живут не потому, что Запад такой развитый. Это Запад развитый, потому что музыканты там живут хорошо».

В целом Викснин — натура сомневающаяся, но считает, что для творца это очень полезно.

Викснин: Самый лучший период в жизни — это когда думаешь: «Я ничего не умею. Вообще. Или умею? Зачем я этим занимаюсь?». Это значит, что можно научиться чему-то новому

«Самый лучший период в жизни — это когда думаешь: «Я ничего не умею. Вообще. Или умею? Зачем я этим занимаюсь?». Это значит, что можно научиться чему-то новому. Это беспрерывный процесс», — рассуждает он.

Хоть Викснин лишь изготавливает музыкальные инструменты, а не выступает с ними, в глубине души он музыкант, считает Красноухов.

«Он очень тонко чувствует музыку изнутри, — говорит гитарист. — Для настоящего мастера это очень важно».

***

Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 17 октября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Другие новости по теме

Ученые исследовали, как человеческий мозг реагирует на музыкальные инструменты Ученые исследовали, как человеческий мозг реагирует на музыкальные инструменты
Ученые изучили "центр музыки" в мозге человека, разработав компьютерную программу, опознающую музыкальные инструменты по нескольким нотам.

Блогер превратил тыкву в музыкальный инструмент Блогер превратил тыкву в музыкальный инструмент
Свой эксперимент он снял на видео, после чего опубликовал его в Сети. Также он создал инструмент из сладкого картофеля.

Google создал дудл в честь изобретателя саксофона Google создал дудл в честь изобретателя саксофона
Сегодня исполняется 201 год со дня рождения Адольфа Сакса.

В Киев привезут скрипку Гварнери, изготовленную 285 лет тому назад В Киев привезут скрипку Гварнери, изготовленную 285 лет тому назад
В Киев на IV Международный музыкальный конкурс имени Николая Лысенко привезут скрипку Гварнери, изготовленную 285 лет назад, сообщили в пресс-службе Министерства культуры Украины.

В США нашли похищенную скрипку Страдивари В США нашли похищенную скрипку Страдивари
Инструмент известен в музыкальных кругах как Страдивари Липинского.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: