Корреспондент: Как живут украинские евреи

Корреспондент: Как живут украинские евреи
Фото: Корреспондент
Корреспондент продолжает цикл материалов о национальных меньшинствах в Украине. В этот раз мы расскажем о евреях, которым удалось сохранить культуру и традиции, несмотря на долгие годы гонений.

Киевский предприниматель Михаил Лейбович внешне не похож на стереотипного еврея. В раннем детстве он и сам не знал о своей национальности.

“Мой дедушка умер, когда мне было пять лет. А родители, как бывшие советские люди, не вовлечённые в еврейскую жизнь, вспоминали всё очень эпизодично: на Песах, кажется, пекли мацу, в субботу вроде как нельзя работать”, — рассказывает Лейбович.

Первое знакомство мальчика с культурой его народа произошло в шесть лет, когда он попал в еврейский детский лагерь, — подобные учреждения стали появляться в Украине в начале 1990-х. Там Лейбович встретил Шаббат, услышал притчи, выучил народные песни. В итоге уже в возрасте семи-восьми лет о своём народе он знал намного больше родителей. А с шестого класса пошёл в еврейскую школу.

История Лейбовича типична для украинских евреев, многие из которых предпочитали не акцентировать внимание на своём происхождении, а то и вовсе скрывать “пятую графу”.

“Даже сейчас не все указывают свою национальность — это страх, оставшийся со времён СССР”, — констатирует Иосиф Зисельс, председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины.

Так что на вопрос, сколько в Украине евреев, однозначного ответа нет. Как говорил Михаил Жванецкий: “Евреев вообщето мало, но в каждом конкретном месте их много”. По результатам последней переписи населения, в 2001 году в Украине проживали около 105 тыс. представителей этой национальности.

“Есть религиозный подход при подсчёте: если мать у человека еврейка, или если он принял иудаизм — таких в Украине около 180 тыс.”, — добавляет Зисельс.


[img]http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1463814.jpg?v=635405978036509362[/img]

Ещё один принцип — израильский Закон о возвращении, основанный на Нюрнбергских расовых законах нацистской Германии, по которым людей отправляли в концлагеря. Это “критерий расширенной популяции”, согласно которому в 2001 году в Украине проживали до 400 тыс. евреев. По оценкам Зисельса, с тех пор их количество уменьшилось примерно на треть.

“Ассимиляционные процессы весьма сильны: не менее 90% браков — смешанные”, — говорит он.

В начале XX века представителей нации было гораздо больше — в основном они жили в западной и центральной частях нынешней Украины. Но во время Второй мировой войны на территории Украины были убиты и вывезены в концлагеря более 1,5 млн евреев. Потом прошло несколько волн репатриации в Израиль — только в период с 1989 по 2001 год страну ежегодно покидали 15-20 тыс. человек.

Правда, сейчас наблюдается обратная тенденция: пожив в Израиле, люди возвращаются в Украину. Гражданство при этом меняют не всегда.

“Около 20 тыс. граждан живут в Украине с израильскими паспортами”, — отмечает Зисельс.

Одна из причин возвращения — сложность ведения бизнеса на новой родине.

“В Израиле ведут бизнес коренные израильтяне — те люди, которые страну основали, — объясняет известный бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич. — К тому же Израиль — маленькая страна, а Украина и Россия — развивающиеся рынки, где много возможностей”.

С ним согласен и сотрудник американского еврейского фонда Джойнт Джереми Боровиц, долгое время проживший с образовательной миссией во Львове и Винницкой области.

“Нормально обосноваться в Израиле возможно, бедствовать не придётся, — рассуждает Боровиц. — Но что касается бизнеса, то намного легче им заняться в Украине”.


[img]http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1463815.jpg?v=635405978410218973[/img]

Кто тут главный

Возвращению в Украину способствует и низкий уровень антисемитизма в стране.

“Было пару незначительных конфликтов в детстве с ребятами со двора, — вспоминает Лейбович. — Но сейчас я абсолютно не ощущаю такой проблемы”.

Это подтверждает и статистика антисемитских инцидентов в Украине, которую Корреспонденту приводит Зисельс. Если в 2012 году подобных случаев было зафиксировано 27, то в 2013-м — четыре нападения без тяжких последствий, а также девять фактов вандализма.

Данные показатели — одни из самых низких в Европе. Для сравнения: за прошлый год в Германии произошло 1.300 случаев антисемитизма, в Великобритании — 600, во Франции — 560. Показательны и результаты недавних выборов президента Украины, когда Вадим Рабинович набрал 2,25% голосов — больше, чем лидеры правых сил Олег Тягнибок и Дмитрий Ярош, вместе взятые.

Среди украинцев бытует мнение, что евреи всегда и во всём держатся вместе, активно помогая друг другу. Это верно лишь отчасти.

В Украине действует около 600 еврейских организаций, которые финансируются как зарубежными фондами, так и состоятельными украинскими спонсорами. Сферы их деятельности самые разные — от курсов иврита до поддержки стариков и нуждающихся.

Вот только интересуются общественной деятельностью далеко не все представители нации. К примеру, Лейбович, до недавнего времени принимавший активное участие в общинной жизни, сейчас отошёл от дел.

“Много времени занимает карьера”, — объясняет киевлянин.


[img]http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1463816.jpg?v=635405978649883237[/img]

Это одна из основных проблем общины: многие если и идентифицируют себя как евреи, то мало посещают еврейские организации. В итоге многочисленные объединения борются за относительно небольшую аудиторию, что порой приводит к конкуренции между ними.

Другое дело — сплочённая община Днепропетровска, где в 2012 году открылся один из крупнейших в мире еврейских центров, Менора.

“К тому же там есть сильный объединяющий лидер, которому все доверяют, — раввин Шмуэль Каминецкий”, — говорит Иоланта Векслер, программный директор образовательной организации для молодёжи Мидраша Ционит в Киеве.

Еврейская жизнь вообще очень тесно связана с иудаизмом: религия у этого народа практически не отделена от общественной деятельности.

“Синагогу нельзя сравнить с христианским храмом, — объясняет главный раввин Украины Моше Реувен Асман. — Она скорее дом собраний — именно так это слово переводится с иврита”.

В синагоге проводят свадьбы, бар-мицва (обряд, символизирующий достижение совершеннолетия), обрезание. Здесь же организовывают мероприятия по помощи бедным. И, конечно же, изучают Тору. При этом раввины наставляют прихожан, как применять древние каноны и заповеди священных книг в современной жизни.

В отличие от христианских священников, у раввинов нет иерархии или санов.

“Чтобы никого не обидеть, у нас каждый раввин должен стать главным”, — шутит Зисельс.


[img]http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1463818.jpg?v=635405979030128469[/img]

Он объясняет такое явление просто: разные еврейские организации назначают “своих” главных раввинов.

Правда, раввин Асман утверждает, что должность главного раввина сугубо представительская, конкретных функций у неё нет.

“Главным раввином меня избрал Всеукраинский конгресс еврейских общин. Но, если хотите, можете называть меня народным раввином”, — улыбается он.

Одна из основных проблем, которые приходится решать организациям, — возврат общинной собственности, национализированной в советское время. В начале XX века, особенно в Западной Украине, иудеям принадлежало большое количество движимого и недвижимого имущества — здания, синагоги, ценности, ритуальные предметы.

Бывшие соцстраны Восточной Европы уже вернули такую собственность законным хозяевам. В Украине же проблема сохранения культурного наследия стоит очень остро: евреям оно формально не принадлежит, а у государства нет средств для охраны памятников.

Один из положительных примеров — оборонная синагога в Сатанове Хмельницкой области. В 2011-м полуразрушенное 500-летнее здание было передано областной религиозной общине. Способствовали этому не только евреи, но и другие неравнодушные политики и общественные деятели. Сейчас там идёт реставрация.

Совершенно иначе обстоит дело с Бродской синагогой в Одессе — ныне это здание областного госархива. Председатель Одесской религиозной общины прогрессивного иудаизма Виктор Зонис не первый год борется за возвращение святыни в собственность общины и её реставрацию.

“Здание рушится. Ещё несколько лет, и на его месте построят очередной торговый центр”, — негодует Зонис.

Одесская община уже собрала пожертвования на реставрацию храма и не раз обращалась к властям о передаче синагоги. Но на пути иудеев встала коррупция.

“У нас в стране даже если чиновнику предложить сделать что-то хорошее, он всё равно попросит за это деньги”, — сетует активист.


[img]http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1463819.jpg?v=635405979321816681[/img]

Бизнес от бога

Еврейского лобби как такового в Украине нет — крупные бизнесмены если и лоббируют интересы, то в основном свои, а не общинные. А вот пресловутая взаимная поддержка в бизнесе действительно существует.

“Первыми моими корпоративными клиентами были как раз еврейские бизнесмены, — вспоминает Пинтосевич. — Они во многом хотели мне помочь, приглашали работать тренером в свои бизнес-структуры и очень помогли на заре моего становления”.

Среди таких людей бизнес-тренер называет продюсера и рекламиста Арнольда Кременчуцкого, президента банка Старокиевский Дмитрия Виленского, вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Валерия Пекаря.

Характерные направления деятельности для евреев — финансы и строительство, но представители нации работают и во многих других сферах. А в пятёрке богатейших людей Украины — трое евреев: Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов и Виктор Пинчук. Как национальному меньшинству удалось стать едва ли не большинством в бизнес-среде?

“Эта закономерность заметна во всём мире, не только в Украине, — отвечает на вопрос Зисельс. — Скорее всего, это выработанная столетиями притеснений еврейского народа склонность прилагать больше усилий, чем остальные, чтобы достичь успеха или попросту выжить”.

С этим утверждением соглашается раввин Асман, добавляя, что у его народа особая миссия и благословение Всевышнего, который им помогает. Другие успешные еврейские бизнесмены тоже уверены, что духовную силу и благословение от Бога получают те предприниматели, которые соблюдают Тору и заповеди.

Пинтосевич приводит пример Боголюбова, совладельца группы Приват.

“Именно Бог помогает ему в бизнесе, так как в первую очередь он является строго религиозным евреем, — объясняет он. — Я знаю множество историй, когда бизнесмены чудом получали по жизни зелёный свет именно потому, что они религиозные. Боголюбов это тоже знает и очень помогает еврейской общине”.

Бизнес-тренер подчёркивает, что, вопреки очередному расхожему стереотипу, синагога — это всё же место для молитвы, а не для деловых переговоров.

“Однако, поскольку евреи в основном встречаются в синагоге, то заодно обсуждают там и бизнес, — объясняет Пинтосевич. — Но не в самом молитвенном зале”.

Сам он считает, что только благодаря Божественному благословению достиг успеха в делах. Пинтосевич вспоминает, как в возрасте 26 лет попал в сложную ситуацию в личной жизни и бизнесе и интуитивно пришёл в синагогу.

“Там меня научили молиться, я начал выполнять то, чего ждёт от меня Бог, — вспоминает бизнес-тренер. — И он начал выполнять мои просьбы. Такая вот простая схема”.  


[img]http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1463820.jpg?v=635405979733991068[/img]

Вынужденная скромность. Еврейские архитектурные памятники в Украине
Синагоги Украины, особенно в маленьких городках, зачастую роскошью не поражают. Дело не в отсутствии у евреев художественного вкуса: власти жёстко ограничивали их в строительстве святынь — синагога ни в коем случае не должна была оказаться выше и красивее соседнего христианского храма.

Подобные скромные сооружения лучше всего искать на Подолье — к примеру в Шаргороде и Бершади (Винницкая обл.), Гусятине (Тернопольская обл.), Сатанове (Хмельницкая обл.). Многие святыни были разрушены, а уцелевшим пришлось скрывать свою “пятую графу”. Киевская синагога Бродского служила кукольным театром, харьковская Бейт-Менахем принадлежала спортивному обществу Спартак.

Интересны и еврейские киркуты (кладбища) со склепами и мацевами (надгробиями). Одно из крупнейших кладбищ с синагогой, Бейт-Кадишим, есть в Черновцах. Киркуты поменьше можно найти в самых неожиданных местах — например, в Городище Черкасской области могильные плиты лежат прямо у трассы Киев — Днепропетровск.


[img]http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1463825.jpg?v=635405984547663157[/img]

Доска почёта. Известные евреи современной Украины

Игорь Коломойский — губернатор Днепропетровской области, совладелец группы Приват
Геннадий Боголюбов — совладелец группы Приват
Виктор Пинчук — совладелец группы EastOne, основатель PinchukArtCentre
Григорий Суркис — вице-президент УЕФА
Игорь Суркис — президент ФК Динамо (Киев)
Александр Фельдман — совладелец концерна АВЭК
Геннадий Кернес — мэр Харькова
Ефим Звягильский — совладелец ПАО Шахта им. Засядько
Вадим Рабинович — президент Всеукраинского еврейского конгресса
Александр Роднянский — продюсер
Владимир Зеленский — руководитель студии Квартал 95
Александр Ройтбурд — художник

***

Этот материал опубликован в №26 журнала Корреспондент от 4 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Другие новости по теме

Корреспондент: Национальные меньшинства. Как живут украинские евреи Корреспондент: Национальные меньшинства. Как живут украинские евреи
Корреспондент продолжает цикл материалов о национальных меньшинствах в Украине. В этот раз мы расскажем о евреях, которым удалось сохранить культуру и традиции, несмотря на долгие годы гонений.

Днепропетровск стал еврейской столицей Украины, - Боголюбов
Глава Днепропетровской еврейской общины Геннадий Болголюбов заявил, что Днепропетровск стал еврейской столицей Украины

Фельдман призвал евреев не поддаваться на провокации 22 июня
Народный депутат, президент «Украинского еврейского комитета» Александр Фельдман назвал провокаторами «еврейские» организации, которые намерены провести 22 июня митинг во Львове, и призвал легитимные еврейские организации осудить подобные спекуляции

Глава Ассоциации еврейских общин: в Украине антисемитизм ниже, чем в России и Европе
Уровень антисемитизма в Украине является таким же, как в остальных странах Восточной Европы, при этом антиеврейские настроения в этом регионе слабее, чем в России или Западной Европе

Глава Ассоциации еврейских общин: Шухевич для украинцев - символ борьбы с коммунизмом
Для части украинцев имя Романа Шухевича ассоциируется с достойными и позитивными целями, в частности, с сопротивлением советской оккупации



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: