Обзор прессы Британии: Чего на самом деле хочет Путин?
Риски и компромиссы Женевских переговоров
Редакционные разделы практически всех ведущих британских газет пестрят прогнозами дальнейших действий Кремля и советами Западу, как поступать в случае того или иного сценария.
Guardian в статье под заголовком "Риски и компромиссы" пишет о том, что России, США, Евросоюзу и Украине, оказавшимся перед лицом конфронтации, которая еще может закончиться кровопролитием или даже войной, на этой неделе впервые предстоит сесть за стол переговоров в Женеве.
Интересы сторон в этом конфликте во многом схожи, но отчасти и диаметрально противоположны. Общий интерес – и Россия здесь не исключение – это предотвратить войну на Украине. Однако что касается будущего устройства этой страны, то здесь цели участников кардинально отличаются.
"Президент Путин видит возвращение братского народа в свой лагерь, Запад хочет, чтобы Киев был свободен в выборе будущих партнеров. И решить исход такой биты за влияние будет непросто", - пишет газета.
Козырь Путина – военное вмешательство. Запад рассчитывает на то, что российский президент не захочет этим рисковать, потому что цена интервенции и аннексии будет слишком высока: западная Украина отвернется от России навсегда, Москве достанется проблемный регион, недовольство которого сейчас направлено против Киева, но всегда может повернуться и в сторону Кремля, а уж о хороших отношениях с США и ЕС можно будет надолго забыть.
Стало быть, делает вывод газета, Москва на переговорах будет добиваться своего: требовать от Запада гарантий, что он даже в долгосрочной перспективе не станет принимать Украину в НАТО или ЕС, а в ближней позволит провести там референдум о федерализации страны, что, по мнению Москвы, рано или поздно вернет Киев на ее орбиту.
Но в таком случае, настаивает Guardian, Запад на переговорах должен оставить за Украиной право выбора своих друзей и потребовать, чтобы Москва отказалась от практики давления. Другое дело, сможет ли он это сделать на практике…
Экономические санкции - больно для всех
Financial Times, в свою очередь, полагает, что знает, как можно надавить на Россию для благополучного, с ее точки зрения, разрешения украинского кризиса.
В настоящее время, пишет газета, Путин располагает достаточной силой, чтобы осуществить военное вмешательство, однако его главная задача – не аннексия, а референдум о федерализации Украины. Он понимает, что открытая военная агрессия приведет к экономическим санкциям, которые могут больно ударить по нему, поэтому предпочитает действовать исподтишка, дестабилизируя ситуацию с помощью своих агентов. С такой тактикой трудно, но все же можно бороться.
Financial Times советует Киеву не поддаваться на провокации и не предпринимать мер по усмирению русскоязычного меньшинства на востоке страны. ЕС тем временем должен проявить решительность и последовать примеру США, которые уже ввели ряд жестких экономических санкций в отношении Москвы.
Экономика – это ахиллесова пята России, напоминает Financial Times, и хотя европейские страны, памятуя о своей энергетической зависимости от Кремля, не спешат использовать этот рычаг, он может оказаться единственным действенным доводом в разговоре с Путиным.
Саботаж - любимая тактика Путина
Но чего же на самом деле хочет Путин? Для чего он толкает Россию на конфронтацию уже не только с Украиной, но и со всем западным миром? Пожалуй, самый глубокий анализ предлагает в своей редакционной статье Daily Telegraph.
Вторжение извне, этакий план "Брабаросса" - это слишком примитивно с точки зрения КГБ, пишет газета. Нет, излюбленный прием Путина – это саботаж. Вторжение еще может случиться, но пока что идет тайная война, которая началась 10 дней назад с захватом зданий в Харькове, Донецке и Луганске.
Пока что все идет по крымскому сценарию, но закончится ли это аннексией восточных областей, или у режиссеров иная задумка?
Выступая сразу после присоединения к России Крыма, Путин заклеймил договоренности, достигнутые с Западом после окончания холодной войны, когда распался Советский Союз, и Россия была сильно ослаблена, что, с его точки зрения, позволило навязать ей неприемлемые условия.
Тогда же он пообещал восторженной аудитории исправить эту историческую несправедливость и восстановить величие России.
Но означает ли это, что он намерен перекроить карту восточной Украины, или в эти планы включены страны Балтии? И вообще, где он тогда остановится?
"Быть может, предполагает Daily Telegraph, Владимир Путин заинтересован лишь в славянском сердце СССР – России, Украине и Белоруссии. Не исключено также, что он и сам не знает ответа на этот вопрос. Однако судьба восточной Украины скоро покажет, как далеко готов зайти российский президент".
"Башар Асад - первый в лиге ближневосточных злодеев"
Пока все ведущие газеты обсуждают, как остановить российского лидера, Times в редакционной статье под заголовком "Новое мрачное средневековье Асада" призывает вспомнить о другом руководителе, на этот раз ближневосточном, который в связи с событиями на Украине выпал из поля зрения Запада.
А между тем, как образно пишет газета, "в лиге ближневосточных злодеев-диктаторов Башар Асад легко мог бы получить пальму первенства, он - вне конкуренции".
Недавно он без обиняков заявил студентам в Дамаске, что под его чутким руководством Сирия преодолела поворотный момент и в войне с терроризмом, и в социальной сфере и в деле национального примирения, а раз так- то его можно считать спасителем Сирии и самое время начинать избирательную кампанию.
А это значит, что в условиях честных выборов с предварительными общественными дебатами – а как же еще, усмехается Times, - настанет время поговорить о том, как при его правлении с 2011 года в стране погибло 150 тысяч человек, как два миллиона детей лишились крова и возможности ходить в школу, как полностью рухнула система здравоохранения, а многие жители Сирии просто голодают. И бегут из страны сотнями тысяч.
Но президенту Асаду до этого нет дела, он живет в замкнутом мире и его единственная цель – сохранить династию и показать Западу, что он – единственный полновластный и законный хозяин в стране.
При виде такой самонадеянности сирийского диктатора нам пора бы устыдиться, полагает Times, ведь не далее как в августе прошлого года Палата общин проголосовала за то, чтобы воздержаться от применения силы против его режима.
Такое отсутствие политической воли, по мнению газеты, позволяет сирийскому диктатору и дальше тащить свою страну в мрачное средневековье.
Источник: Русская служба Би-би-си
Другие новости по теме
Times: Медведев пытается выйти из тени Путина Президент РФ Дмитрий Медведев начал попытки выйти из тени Владимира Путина, пишет сегодня газета The New York Times |
Обзор прессы Британии: Злой джинн президента Путина |
Россия намеренно преувеличивает инцидент в Крыму - FT Путин пытается добиться привлечения Барака Обамы к нормандским переговорам, выдвигает версию издание. |
Обзор пресса Британии: злой джинн президента Путина |
Обзор прессы Британии: Кризис в Украине изменит ЕС |