Die Welt: Власть российского президента стоит на танках

Die Welt: Власть российского президента стоит на танках

4 октября 1993 года из танков был обстрел по Белому дому в Москве. Кадры атаки на здание российского правительства стремительно разошлись по всему миру, число жертв событий 3 и 4 октября дошло минимум 120 человек. Вот так, отмечает обозреватель немецкого издания Die Welt Юлия Смирнова, первые дни российской демократии были омрачены насилием.

Сопротивление Верховного Совета России и президента Бориса Ельцина найти компромисс превратилось в трагедию. Как указывает ныне глава совета правозащитной организации "Мемориал", а тогда ведущий специалист комитета Верховного Совета России по правам человека Олег Орлов, "нам, правозащитникам, было ясно, что к кровопролитию приведут действия обеих сторон".

Между тем, пишет Смирнова, тогдашний конституционный кризис оказал роковое влияние на будущее всей демократии в России.

Все дело в том, продолжает автор, что в 1993 году у новой, независимой России еще не было своего основного закона. Верховный Совет, который обладал - вопреки попыткам принять изменения, включающие распределение властей - непропорционально большой властью, не ограничиваемой почти ничем, упрямо выступал против совершаемой президентом Ельциным "шоковой терапии" и прочих экономических реформ. Со временем конфликт парламента и президента только усиливался.

21 сентября 1993 года президент Ельцин подписал указ №1400 о роспуске парламента. Формально, отмечает журналист Die Welt, делать это президент права не имел. Верховный Совет же, в свою очередь, отрешил Бориса Ельцина от власти и назвал новым президентом Александра Руцкого, который вместе с Русланом Хасбулатовым противостоял президенту Ельцину.

4 октября 1993 года парламент был взят штурмом. Ельцин, продолжает комментатор, "победил, хотя и заплатил за победу большую цену". В декабре того же года на референдуме была одобрена новая российская Конституция, которая предоставила главе государства чрезмерную власть.

"Так была ли тогда, в 1993 году, спасена демократия в России?" - вопрошает Смирнова. Правозащитник Орлов полагает, что "скорее нет": "Ельцинский указ номер 1400 привел к катастрофе".

С того времени, отмечает Die Welt, все большее влияние на российскую политику доставалось выходцам из армии и спецслужб, так называемым"силовики". Роковыми же последствия оказались тогда, когда к власти пришел президент Путин. Он усилил власть, предоставленную ему Конституцией, еще значительнее - вплоть до авторитаризма.

***

Напомним, что на днях президент РФ Владимир Путин позволил себе публичное оскорбление в адрес автора идеи о том, чтобы передать российскую часть Арктики под международный контроль.

Другие новости по теме

Сегодня исполняется 20 лет Октябрьскому путчу в России Сегодня исполняется 20 лет Октябрьскому путчу в России
В пятницу, 4 октября, Россия вспоминает один из самых кровавых эпизодов в своей современной истории. Ровно 20 лет назад произошел разгон Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ, также известный как Октябрьский путч, расстрел Белого дома.

Путин назвал ученого, предложившего РФ отказаться от Арктики, Путин назвал ученого, предложившего РФ отказаться от Арктики, "придурком"
Президент РФ Владимир Путин позволил себе публичное оскорбление в адрес автора идеи о том, чтобы передать российскую часть Арктики под международный контроль.

Российский запрет на импорт автомобилей – пустая угроза – Die Welt Российский запрет на импорт автомобилей – пустая угроза – Die Welt
Владимир Путин использует кризис для того, чтобы еще теснее привязать зарубежную автоиндустрию к России, считает немецкая газета.

В России Ельцину поставили памятник и поблагодарили за перемены
Президент России Дмитрий Медведев и вдова Бориса Ельцина Наина приняли участие в церемонии открытия памятника первому президенту России, которому сегодня исполнилось бы 80 лет.

Введение нового учебника истории на вкус Владимира Путина вызвало у историков опасения - немецкая пресса Введение нового учебника истории на вкус Владимира Путина вызвало у историков опасения - немецкая пресса
Введение "единого" учебника по истории и "единой" концепции преподавания этого предмета в школе уже вызвало опасения у ряда российских историков и преподавателей, пишет обозреватель немецкой газеты Die Welt Юлия Смирнова.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: