Со смертью по жизни. Выходит новый фильм Гонсалеса Иньярриту

Со смертью по жизни. Выходит новый фильм Гонсалеса Иньярриту



Думы мои, думы. Ушбалю (Хавьер Бардем) непросто разобраться, какую именно из навалившихся проблем надо решать первой

На экраны выходит фильм «Бьютифул» с Хавьером Бардемом – драма, слоганом которой могли бы стать слова Виктора Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить»
Как и подобает большому кино, «Бьютифул» надвигается поступательно и неотвратимо. В минувшее воскресенье в рамках акции «Оскаромания» прошёл премьерный показ в столичном «Баттерфляй Ультрамарине». В предстоящую субботу фильм покажут снова в Киеве – на фестивале «Линия испанского кино». С 10 марта лента – в широком прокате.

И это всё о нём

«Бьютифул» (в оригинале Biutiful) – большое кино во многих отношениях. Оно длится почти два с половиной часа. Его снял один из самых маститых режиссёров XXI века мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту – человек, который берётся за дело нечасто и никогда не стреляет «в молоко». «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон» – всё, что он снял до этого, не прошло мимо «оскаровских» академиков, фестивальной славы и зрительской любви. Наконец, главную роль здесь сыграл Хавьер Бардем – актёр, которого сегодня хотят если не все, то почти все: толпы женщин, киноэстеты, режиссёры любого калибра от Вуди Аллена до создателей бондианы.
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/matIkurI2t.jpg?0.8341052775015573[/img]

Курящая мать. Жена главного героя (Марисель Альварес) общается со своими детьми так же часто, как и бьёт их
Иньярриту сам написал сценарий «Бьютифул» и не скрывал, что сделал его «под Бардема». Мексиканец уверен: никто лучше Бардема не сыграл бы придуманного им героя – «сильного мужчину с тонкой душевной организацией, парня с улицы, но с душой поэта». Заполучив своего кумира, режиссёр выжал из этого триста процентов: кадры «Бьютифул» максимально заполнены Хавьером, крупные планы стреляют один за другим. Однажды Бардем играет одними глазами в буквальном смысле – на экране нет ничего, кроме них. Что поразительно – больше ничего и не надо.

На уровне подвала

Поместив своих героев в Барселону, Иньярриту черпает с самого дна. Антураж «Бьютифул» – это живущие в бесправии нелегалы, продажная полиция, проститутки, наркоторговля и ветхие халупы в многоэтажках с мокрицами размером с ладонь. Камера Иньярриту редко отвлекается от изучения этой изнанки одного из самых красивых турцентров Испании, а когда делает это, становится ещё больше не по себе. Панорамные кадры ночной Барселоны или знаменитой церкви Святого Семейства на фоне дымящихся труб – едва ли не самые удручающие.

В такой обстановке разворачивается история Ушбаля – мужчины средних лет, который пытается заработать, поставляя нелегалов для текстильных цехов и строек. Деньги ему нужны не для удовольствий – у него двое детей, питающихся полуфабрикатной бурдой, и жена-алкоголичка, которая время от времени просит на карманные расходы, когда у неё дефицит постельных клиентов. Жену Ушбаль из дома выгнал, но чувства к ней сохранил. Для полноты картины ещё два важных нюанса: во-первых, герой Бардема умеет слушать откровения недавно умерших людей, во-вторых, жить ему осталось пару месяцев, как следует из поставленного врачами диагноза.

Солнечному миру – да
[img]http://i.focus.ua/img/inner/2011/ReshI3Irrtft.jpg?0.703230236204471[/img]

При исполнении. Алехандро Гонсалес Иньярриту снимает фильмы, на первый взгляд, ужасные, но добрые внутриОбвинять Иньярриту в мизантропии и тяге к чернухе неуместно. Все фильмы этого улыбчивого, искрящегося позитивом кудрявого мексиканца пронизаны трепетным, ненадуманным гуманизмом. Просто Иньярриту хочет любить человека во всех проявлениях, без купюр, и в случае с «Бьютифул» его взгляд сфокусирован на такой неотъемлемой части жизни, как смерть.

В своём некротическом сюжете режиссёр не открывает Америку – всё это давно перепахано ротой классиков от Льва Толстого до Альбера Камю. Но «Бьютифул» на достойном художественном уровне освежает мысль, которая многим кажется циничной: помнить о смерти так же продуктивно, как и бодрить себя воспоминаниями о счастливом детстве или первой любви. Поэтому его замогильная патетика – это не призыв «друзья, давайте все умрём», а античное memento mori, как бы напыщенно это ни звучало. Иными словами: раз уж мы умрём, давайте не будем гадить друг другу на головы и в душу, пока живы.

Иньярриту клонит к тому, что человечеству пора бы открыть глаза. А открыв, увидеть: мысль о смерти некоторым кажется уже не столько пугающей, сколько избавительной. Физиологические страдания Ушбаля, которые он проживает на экране, – цветочки по сравнению с той болью, которую герои «Бьютифул» доставляют друг другу. К тому же болезнь ещё как-то усмиряется морфием, а от рутинного унижения и побоев лекарства искать сложнее.

Фильм был бы крупногабаритной банальностью, если бы его автор остановился на констатации этих печальных фактов. Однако в нём есть то, что отличает любое большое кино от социальных страшилок, – ощущение не только тупика, но и возможного выхода из него. Отголоски спасения Иньярриту слышит в шуме моря и ветра, высматривает его в детских рисунках и улыбках. Как бы ни было страшно и тяжело, этот мексиканец точно помнит, что «красота» на английском правильно пишется «beautiful», и никак иначе.
Memento mori
Жизнеутверждающие фильмы о смерти

«Моя жизнь без меня»
Испания – Канада, 2003, реж. Изабель Койшет
Молодая жена и мать двоих детей, узнав о смертельном диагнозе, решает никому об этом не говорить. Весь фильм она заполняет пробелы в жизни и делает всё, чтобы предстоящий уход не был обременительным для близких.

«Жизнь Дэвида Гейла»
США – Германия – Великобритания, 2003, реж. Алан Паркер
Незаурядный фильм о борцах за отмену смертной казни в Америке и о том, как ценой собственной жизни можно дать шанс на спасение миллионам.

«Море внутри»
Испания – Франция – Италия, 2004, реж. Алехандро Аменабар
Психодрама об эвтаназии с Хавьером Бардемом. Наверно, именно здесь он научился играть людей, для которых вопрос об уходе из жизни стоит ребром.

«Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путём»
Польша – Франция, 2000, реж. Кшиштоф Занусси
История онколога, который узнаёт, что его постигла участь собственных пациентов, и начинает задаваться вопросами, до этого его не волновавшими.

Игорь Панасов, Фокус

Другие новости по теме

Пенелопа Крус и Хавьер Бардем сыграли свадьбу
Всемирно известная испанская актриса Пенелопа Крус, которая считается одной из самых сексуальных женщин планеты, вышла замуж за актера, лауреата Каннского кинофестиваля 2010 года, Хавьера Бардема

Названы иностранные фильмы-претенденты на Оскар
Американская киноакадемия, вручающая премию Оскар, обнародовала шорт-лист претендентов на премию за лучший иностранный фильм

Названы победители Канн-2010: украинский фильм без наград
На Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм тайского кинорежиссера Апичатпонга Вирасетакуна «Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни»

Иньярриту вновь получил награду Гильдии режиссеров Америки Иньярриту вновь получил награду Гильдии режиссеров Америки
Мексиканский режиссер надеется повторить свой успех и в этом году.

Ди Каприо и Сталлоне - среди обладателей Ди Каприо и Сталлоне - среди обладателей "Золотого глобуса"
Главным победителем стала картина мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Выживший".



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: