Корреспондент: Авторитеты теряют власть. Венецианская биеннале уравняла неформатных и нетрадиционных художников со знаменитостями
![Корреспондент: Авторитеты теряют власть. Венецианская биеннале уравняла неформатных и нетрадиционных художников со знаменитостями Корреспондент: Авторитеты теряют власть. Венецианская биеннале уравняла неформатных и нетрадиционных художников со знаменитостями](http://k.img.com.ua/img/forall/a/15722/66.jpg)
Венецианская биеннале, крупнейший арт-смотр мира, сломала последнюю условность в искусстве, уравняв неформатных и нетрадиционных художников со знаменитостями, - пишет Оксана Мамченкова в № 23 журнала Корреспондент от 14 июня 2013 года.
В роскошном антураже палаццо Чини, где расположился национальный павильон Анголы, образчики современного искусства этой страны сразу и не заметишь. На стенах особняка, который сняли ангольские чиновники на 55-й Венецианской биеннале, развешаны работы итальянцев - предвестников Ренессанса вроде Джотто ди Бондоне и Сандро Боттичелли.
Лишь освоившись в изысканных интерьерах, зритель обратит внимание на стопки крупноформатных листов бумаги с распечатанными на них фотографиями заброшенных уголков ангольской столицы Луанды авторства Эдсона Шагаса. Они-то и составляют основу лаконичного, но емкого арт-проекта Луанда. Энциклопедический город, удостоенного главной награды биеннале - Золотого льва за лучший национальный павильон.
Корреспондент: Наступление на Сан-Марко. Украинские художники завоевывают сердца экспертов и ценителей Венецианской биеннале
Эта выставка была признана наиболее яркой среди сольных национальных проектов, которые представили 88 стран - участниц глобального венецианского смотра, обойдя фаворитов, США и Великобританию.
В целом всегда отличающаяся большим размахом, биеннале нынешнего года уже затмила рекорды прошлых лет. В ее основном проекте в этот раз - работы 150 художников, вдвое больше, чем на предыдущем смотре. Также национальные павильоны представили 88 стран, что на десять больше, чем в прошлый раз.
Количественный рост экспонентов перешел в качественный, уверены критики. Нынешнюю биеннале знатоки уже назвали сильнейшей за последние десять лет. Что дает организаторам основание ожидать прироста туристического потока в ближайшие полгода - именно столько длится проходящая раз в два года выставка. Впрочем, искусство постепенно становится ближе к массам: предыдущую биеннале посетили 440 тыс. любителей искусства - на 18% больше, чем двумя годами ранее.
На этот раз главный проект мероприятия организаторы посвятили утопической идее собрать под одной крышей все знания мира и назвали его Энциклопедический дворец. Мысль возвести 136-этажный небоскреб, где можно было бы разместить накопленные человечеством знания, в 1955 году посетила американца Марино Аурити, всю жизнь работавшего автомехаником.
Концептуальная высотка американского мечтателя так и не была построена, зато его замысел показался актуальным итальянскому куратору нынешней биеннале Массимиллиано Джони. Макет здания, придуманного Аурини, он установил в самом начале основного павильона главной выставки. Правда, Джони ограничился копией в несколько метров высотой.
Итальянец истратил 4 млн евро, чтобы собрать все необходимые для проекта работы. Немалые расходы, которые в равных долях разделили между собой правительство Италии, частные спонсоры и меценаты, обусловлены тем, что Джони выбирал произведения не только современников, но и художников, живших в прошлом и даже позапрошлом веках. За использование работ из частных коллекций, конечно, пришлось немало заплатить. Транспортировка и установка одного объекта иногда достигала 150 тыс. евро, объясняет директор биеннале Паоло Баратта.
Несмотря на дороговизну, первое, что бросается в глаза в основном проекте нынешнего арт-смотра, - акцент на маргинальном и странном искусстве, отмечает в разговоре с Корреспондентом куратор украинского павильона Александр Соловьев.
“Джони достал со всего мира художников, которые не входят в какой-то мейнстрим, устоявшийся список”, - делится наблюдениями эксперт.
Авторы павильона Анголы - также новички международной арт-сцены. Возможно, поэтому они много и горячо говорят о своем детище, победителе биеннале Луанда. Энциклопедический город. Куратор проекта Паула Насименто поясняет Корреспонденту, что в ее представлении город - это энциклопедия разных, часто несочетаемых между собой пространств. Поэтому в павильон привезли фотографии городских закоулков. А чтобы посетители могли забрать на память наиболее полюбившиеся снимки, организаторы предусмотрели картонные папки для каждого.
“Собирая фотографии в специальную папку, зрители вовлекаются в интерактивный проект, создают собственный каталог выставки”, - комментирует Шагас, автор снимков Луанды, концепцию ангольского павильона в беседе с изданием.
Минималистический на вид проект южноафриканской страны, на реализацию которого, тем не менее, было потрачено 140 тыс. евро, стал идеальной иллюстрацией главной тенденции биеннале - конца эпохи традиционных лидеров. Любой художник-неформал может оказаться куда влиятельнее признанного мэтра.
Другая важная особенность нынешнего смотра - мода на видеоинсталляции: с их помощью каждый второй художник стремился донести свою мысль зрителю. Второй приз выставки, Серебряный лев, и звание лучшей молодой художницы достались француженке Камиль Эрно, которая представила на суд публики и специалистов 13-минутное концептуальное видео о развитии Вселенной.
Невзирая на главенство странного и неформатного искусства, на биеннале все же не обошлось без звезд. К примеру, вездесущий китайский художник и диссидент Ай Вейвей, цены на работы которого на мировых аукционах достигают $ 800 тыс., хоть и лишен права покидать родину, умудрился представить в Венеции сразу три арт-проекта. Один из них - инсталляция Удар, представленная в национальном павильоне Германии и посвященная историческим трансформациям Китая. Два других - о последствиях землетрясения 2008 года в китайской провинции Сычуань и тюремном заключении художника длиной 81 день.
В целом критики сходятся в том, что арт-форум в Венеции сумел положить конец гегемонии традиционных лидеров и еще больше расширить рамки в современном изобразительном искусстве.
“Это сильное биеннале, - уверена редактор британского издания The Times Рейчел КэмпбеллДжонстон. - И, мне кажется, самое интересное здесь как раз то, что неформатные, необычные художники снова в струе”.
Говорит и показывает Венеция
Топ-7 самых ярких и обсуждаемых проектов Венецианской биеннале - 2013
Проект Ай Вейвея
Диспозиция
Расположен: Церковь Сант-Антонин
![Корреспондент: Авторитеты теряют власть. Венецианская биеннале уравняла неформатных и нетрадиционных художников со знаменитостями Корреспондент: Авторитеты теряют власть. Венецианская биеннале уравняла неформатных и нетрадиционных художников со знаменитостями](http://k.img.com.ua/img/forall/i/2013/1371633375.jpg)
Другие новости по теме
![]() |
Организация основного проекта Венецианской биеннале обошлась в 4 млн евро Организация основного проекта 55-й биеннале современного искусства в Венеции - Энциклопедический дворец - обошлась в 4 миллиона евро. |
![]() |
Назначен куратор Венецианской биеннале Куратором 55-й Венецианской биеннале современного искусства, которая пройдет в 2013 году, назначен арт-критик Массимилиано Джони. |
![]() |
Корреспондент: Наступление на Сан-Марко. Украинские художники завоевывают сердца экспертов и ценителей Венецианской биеннале Украинские художники занимают новые площади и каналы Венеции, завоевывая сердца экспертов и ценителей биеннале. Павильоны с берегов Днепра теперь могут бросить вызов странам с давними традициями в искусстве, - пишет Оксана Мамченкова в № 22 журнала Корреспондент от 7 июня 2013 года. |
![]() |
Ватикан впервые в истории примет участие в Венецианской биеннале В 2013 году Ватикан впервые в истории примет участие в Венецианской биеннале. Святому престолу выделят отдельный павильон в венецианском Арсенале. |
Венецианская биеннале поставила рекорд посещаемости 53-я Венецианская биеннале современного искусства, прошедшая в этом году, поставила абсолютный рекорд посещаемости за всю историю выставки. |