Корреспондент: Показательное выступление. Интервью с создательницей Арсенале 2012 Натальей Заболотной

Корреспондент: Показательное выступление. Интервью с создательницей Арсенале 2012 Натальей Заболотной

Наталья Заболотная, создательница крупнейшего культурного проекта в истории современной Украины, Арсенале 2012, в интервью Ирине Илюшиной в № 31 журнала Корреспондент от 10 августа 2012 года, - о результатах этой грандиозной выставки, ее финансовой составляющей, запросах публики и будущих биеннале.

Кабинет Натальи Заболотной, генерального директора музейного комплекса Мистецький арсенал, характеризует его хозяйку: стильный неброский дизайн, на подоконниках - белые орхидеи, но главное - несметное количество скульптур и картин. Сама хозяйка выглядит усталой, но счастливой. Она только что завершила главный проект не только в своей профессиональной карьере, но и в культурной жизни всей Украины - Первую киевскую биеннале современного искусства Арсенале 2012, в которой приняли участие 280 художников из 100 стран.

Восемь месяцев для организации события такого масштаба стали серьезным экзаменом для комиссара биеннале Заболотной и его куратора, британца Дэвида Эллиотта. В интервью Корреспонденту за несколько дней до открытия он заявил, что мероприятие на грани срыва - в основном из-за украинской бюрократии и малых сроков для подготовки.

Британцу было из-за чего волноваться: предварительный бюджет выставки составлял всего $ 4 млн, хотя уровень приглашенных художников был высочайший. Для сравнения: бюджет Венецианской биеннале - более $ 10 млн. В противовес Эллиотту Заболотная излучала оптимизм. Но сейчас признается: все висело на волоске, и никто, кроме нее, не верил в успех.

До того как возглавить Мистецький арсенал, Заболотная несколько лет проработала в Украинском доме, превратив его из совдеповского выставочного комплекса в площадку для громких современных проектов

Впрочем, у нее был козырь, которого нет у маститого британского куратора, - многолетний опыт работы в сфере культуры и организации масштабных выставок именно в Украине. До того как возглавить Мистецький арсенал, Заболотная несколько лет проработала в Украинском доме, превратив его из совдеповского выставочного комплекса в площадку для громких современных проектов. Перейдя в Арсенал, она не стала ждать завершения ремонта комплекса, а, едва получив в свое распоряжение несколько залов, пустила их в работу.

Выставка современного искусства Art Kyiv contemporary, Международный фестиваль FineArtUkraine, Большой скульптурный салон, Большой антикварный салон - за этими и многими другими мероприятиями, задающими тон культурной жизни страны, стоят энергия и упорство Заболотной.

Теперь к списку побед она может добавить и Арсенале 2012, о котором лестно написали ведущие зарубежные СМИ, а посещаемость всего за два месяца достигла 135 тыс. человек (последнюю Венецианскую биеннале, которая проводится более 100 лет и считается главной художественной площадкой мира, за шесть месяцев посетили 410 тыс. гостей). Про Мистецький арсенал и обо всем, что с ним связано, а также о следующей биеннале, которая состоится в 2014 году, Заболотная рассказала Корреспонденту.

– Признайтесь, сколько часов в день вы работали во время подготовки Арсенале?

 - (Смеется.) Да я работала даже ночью. Мне часто снятся колонны, стены Арсенала - мозг не выключается. Да, везде надо было ходить, все держать под контролем, во все вмешиваться лично. Я бы не хотела сейчас рассказывать обо всех деталях, но не буду скрывать, что все было на грани. Но все срослось, и [в итоге] все получилось.

- Вы так спешили с открытием, чтобы подгадать Арсенале под Евро. Но футбольные фанаты не показали себя любителями современного искусства.

- Да, это я сама себя перехитрила. Восемь месяцев - катастрофически малый срок для подготовки такого проекта. Но мы очень хотели, чтобы он стал культурноимиджевым и его увидели во время Евро в том числе. А в результате произошел жутчайший дисбаланс с [комитетом по подготовке] Евро. Полное отсутствие коммуникации, рекламы, мы не были включены в карту чемпионата Евро, и стучаться оказалось бесполезно. То есть культуры в Киеве не было - был футбол. И фан-зона.

- Из-за чего так произошло?

- У каждой из ветвей власти своя “заточка”, есть какая-то немотивированная конкуренция, разделение сфер влияния. Мы попадаем под одну вертикаль - Администрацию Президента - и спорим с вертикалью вице-премьера Бориса Колесникова.

Я забрасывала всех письмами, ходила, знакомилась, общалась, формально и неформально, но там была уверенность, что туристы должны увидеть лишь стадион и фан-зону. Однако с какой бы целью люди ни ехали в любую страну - на бинес-форум, по делам, - они хотят от этой страны взять максимум в свободное время. И у меня большая горечь по поводу Евро.

Кстати, когда чемпионат подходил к финалу, к нам внезапно пошли фанаты. И только потому, что увидели информацию в мировой прессе, а не потому, что им раздавали культурные карты города в аэропортах, как это принято в мире, или потому, что увидели рекламу Арсенале в фан-зоне.

Тем не менее при отсутствии коммуникации с Евро и притом, что это период отпусков, нас посетили 135 тыс. человек. Только  последнюю Ночь биеннале посетили 14 тыс. Это невероятно.

- Да, на Ночи к вам выстраивались очереди на несколько сотен метров.

- Это для меня осталось парадоксом. Первую Ночь мы организовали с мыслью, что приличная часть населения в связи с Евро выехала из страны, и я думала: надо хотя бы 100 своим друзьям позвонить, чтобы они поддержали, - ситуация была непрогнозируемая. И вот в девять вечера мы подъезжаем к воротам Арсенала - и я впервые в жизни увидела такую длинную очередь.

У меня до этого были сомнения [по поводу биеннале], мне ведь никто не говорил ничего, не ругали и не хвалили, я не понимала реакции руководства - нужен ли был этот проект. Я понимаю, что теоретически нужен, но...

У меня было такое состояние - после тяжелейшей подготовки, тяжелейшего открытия, тяжелейшего финансового положения… И когда увидела эту очередь, в душе возликовала. Это было такое торжество духа! И наша команда поняла, что мы на правильном пути и это кому-то нужно.

- С бесплатным входом было бы еще больше людей.

- Да, мы хотели вначале бесплатно сделать. Но охрана отказывалась работать, потому что были бы нежелательные элементы, бомжи. Поэтому мы ввели плату. Но если кто-то забыл пенсионный или [пришла] семья и за кого-то не могут заплатить, у нас была такая установка в кассе, что все должны увидеть.

- В целом для страны каков результат Арсенале?

- Самое главное, мы появились на культурной карте мира. Первую Киевскую биеннале оценила мировая пресса и публика, сюда приехали люди, которые никогда бы не приехали, не имея такого мощного информационного и культурного повода, - у нас на открытии были директора и вице-президенты крупнейших музеев мира.

Даже московская пресса писала, что “Киевская биеннале заткнула московскую за пояс”, хотя их биеннале уже десять лет. Но там нет такого Арсенала - я когда-то говорила с владельцами [выставочного комплекса] Красный Октябрь, они спросили: “На что меняете Арсенал?”. Я говорю: “Только на Кремль”. (Смеется.)

Сейчас все пророчат, что если вторая биеннале пройдет так же успешно, культурная карта мира может переформатироваться с креном к Киеву. Мы имеем все предпосылки захватить культурное пространство и стать Меккой современного искусства благодаря такому большому арт-событию, если, конечно, его поддерживать и развивать.

- И вторая биеннале будет?

 - Биеннале уже не может не быть, это престиж государства. Мы все еще занимаемся первой, идет демонтаж выставки, но начинаем задумываться над куратором второй. Уже есть кандидатуры.

- Финансовые итоги подводили? Сколько заплатило государство, а сколько - спонсоры и меценаты?

- В $ 4,5 млн обошелся проект, половину выделило государство. Есть такие статьи расходов, которые невозможно покрыть госбюджетом, - гонорары кураторам например (это покрывали спонсоры). А со спонсорами у нас огромнейшая напряженка.

Но еще большая проблема с меценатством - у нас в стране оно просто отсутствует. Я до сих пор шучу, что мне столько мужчин еще никогда не отказывало: кому я только не звонила при подготовке к биеннале, каким-то совершенно невероятным людям, чтобы помогли, потому что огромная дыра в бюджете!

И вот биеннале уже на носу, а у нас вообще нет денег. Так что Министерство культуры оказалось самым реальным источником финансирования. Из меценатов первым был Фонд Игоря Воронова, он помог оплатить гонорар куратору и призовой фонд Arsenale Awards.

- Видимо, отечественные богачи еще не созрели для меценатства - они на стадии первичного накопления капитала и потребляют то, что можно пощупать, вроде автомобилей или яхт.

- Ну так пора им ускориться. Уже 20 лет Украина потеряла. Это серьезный возраст, из жизни уходят художники, которых еще недавно считали молодыми. Да и сами [олигархи] не так молоды. Надо задуматься. Общество накопления и потребления уходит в небытие. Сколько было политиков за эти 20 лет - и что они оставляют после себя? Большое ничто. А помочь Мистецькому арсеналу - это все равно что купить билет в вечность. Но надо поторопиться, пока стоит недорого. (Улыбается).

- Чем будете удивлять публику в ближайшее время?

- Проведение биеннале обнажило много проблем, связанных с протекающей крышей, неготовыми сырыми помещениями. Будем заниматься реконструкцией.

Ну а параллельно продолжатся все наши проекты. Большой скульптурный салон откроется 12 сентября, мы привозим звезду мировой скульптуры Цадока Бен-Давида. Он родился в Израиле, но живет и работает в Лондоне, его выставки посещают сотни тысяч человек. 3 октября мы открываем Книжный арсенал, а 1 ноября - Art Kyiv. Очень подогретое после Арсенале у нас художественное поле - думаю, много гостей к нам приедет.

- Вы сами, наверное, после Арсенале собираетесь поехать отдохнуть?

- Я каждые выходные езжу в Черкассы, у нас там дача - дети, свобода, Днепр. Какая-то катастрофическая усталость накопилась, и есть, конечно, желание уехать. Но пока не могу здесь все бросить. Может, в конце августа дней на десять на море какое-то - надо детей покупать.

Я не люблю путешествовать, хотя постоянно езжу - и по подготовке биеннале, и по развитию Арсенала. Но у меня синдром родины, я люблю быстрее все закончить и возвращаться. Как-то полетела в Нью-Йорк на полтора дня, а мои друзья смеются: “Ты в дороге была больше, чем в Нью-Йорке”.

- Ваш супруг [депутат Игорь Савченко, который прошел в Раду по спискам БЮТ, а затем перешел в ПР] тоже интересуется современным искусством?

- Да, хотя я помню [его] первые визиты на Art Kyiv… Все ведь привыкли, что искусство - это живопись, поля-реки-цветы. А тут - contemporary. (Улыбается.) Но потом он на Большой анти кварный салон приходит и говорит: “Как-то скучно…”. (Смеется.)

- Понятно, супруга вы перевоспитали. А дети ваши тоже видели Арсенале? Там на некоторых экспонатах висели предупреждающие таблички Только для взрослых.

- У нас были детские экскурсии, им показывали только работы со стороны улицы Лаврской, где не было ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих любой конфессии, порнографии, чего-то такого. Но мои дети везде ходили, уже сами могут экскурсии водить.

У нас любят играть в ханжей, но реальность порой намного ужаснее современного искусства. Я живу в районе Дворца Украина, и мне страшно смотреть на валяющиеся шприцы, бомжей, кучи мусора. Страшно приезжать в прекрасный город Черкассы, где я родилась и который очень люблю, - везде упадок.

Вот о чем надо рассказывать детям, а не беречь их от современного искусства. Чтобы дети в будущем не начали подбрасывать темы художникам, с ними надо разговаривать. И тогда, может, и темы станут мягче, и мир станет лучше.  

***

Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 10 августа 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Другие новости по теме

Стало известно имя куратора первой украинской биеннале современного искусства Стало известно имя куратора первой украинской биеннале современного искусства
Английский искусствовед и куратор Дэвид Эллиотт назначен куратором первой украинской биеннале современного искусства - Arsenale.

Корреспондент: Киевские фрески. Украинскую биеннале за первый месяц работы посетили 20 тыс. украинцев Корреспондент: Киевские фрески. Украинскую биеннале за первый месяц работы посетили 20 тыс. украинцев
Арсенале 2012, крупнейший культурный проект независимой Украины, за первый месяц работы в столице посетили 20 тыс. украинцев. В планах организаторов планка 200 тыс. зрителей, сравнимая с европейскими проектами-знаменитостями, - пишет Ирина Илюшина в № 23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года.

Arsenale-2012 закроется церемонией награждения лауреатов и ночью биеннале Arsenale-2012 закроется церемонией награждения лауреатов и ночью биеннале
30 июля в 19:00 в культурно-художественном и музейном комплексе Мистецький арсенал состоится торжественное закрытие Первой Киевской биеннале современного искусства Arsenale- 2012 и церемония награждения лауреатов премии Arsenale Awards 2012.

В Киеве открылся самый масштабный культурный проект страны - Arsenale-2012 В Киеве открылся самый масштабный культурный проект страны - Arsenale-2012
Сегодня, 23 мая, в Киеве открылась первая международная биеннале современного искусства Arsenale 2012.

Масштаб и амбициозность первой украинской арт-биеннале. Интервью куратора Arsenale журналу Корреспондент Масштаб и амбициозность первой украинской арт-биеннале. Интервью куратора Arsenale журналу Корреспондент
Английский искусствовед Дэвид Эллиотт, который станет куратором первой украинской биеннале современного искусства - Arsenale, рассказал в интервью журналу Корреспондент о масштабе и амбициозности предстоящего проекта.



Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: